В киноиндустрии продолжаются бои местного значения. Речь идет о воплощении в жизнь давнего желания министра культуры: расчищать экран от голливудского кино под отечественные блокбастеры и «фильмы-кинособытия». С 2016 года министерство имеет право не выдавать прокатные удостоверения на даты, уже занятые фильмом с похожей тематикой. Но, похоже, чиновников интересует другая «тематика». Еще весной 2015-го Владимир Мединский добился переноса голливудского блокбастера «Мстители: Эра Альтрона» — в пользу отечественного фильма «А зори здесь тихие…» Рената Давлетьярова. «Зори…», несмотря на рекордное число копий, — не окупились.

Сегодня не продюсеры, не дистрибьюторы, не киносети, а Министерство в режиме ручного управления может выпускать фильмы, выдавая им прокатные удостоверения на конкретные даты.

Очередное обострение отношений с Минкультом вызвано выходом на экраны «особо значимого фильма» «Время первых» — о первом выходе Алексея Леонова в открытый космос. Продюсеры картины — Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов. На те же даты, к Дню космонавтики — 12 апреля, планировалась премьера еще одного российского космического фильма — «Союз-7». Историю аварии на одноименной космической станции в 1985 году сняла продюсерская компания СТВ Сергея Сельянова при поддержке ВГТРК. Экспертное жюри Фонда кино заключило, что для «аудитории более привлекательным» является «Салют-7», который и должен выйти в прокат первым. Однако Минкульт спешно собрал своих экспертов, проголосовавших за «Время первых». Итог: выход фильма «Союз-7» перенесли на осень.

Но что там «Союз…», над «Временем первых» нависла более опасная угроза — конкуренция с «Форсажем-8» — одной из успешнейших мировых франшиз (более 3,8 млрд долларов — кассовые сборы). Минкульт озаботился этой «нестыковой» и предложил киносетям перенести премьеру «Форсажа» с 13 апреля на 20-е. Чтобы никто не мешал российскому кино. Еще в январе министр культуры заявил, что в День космонавтики не должен выходить «какой-нибудь «Три икса — 29». Но тут еще одна неувязка вышла. «Передвинутый» мегахит «Форсаж» помешал бы сразу двум российским картинам: «Кухня. Последняя битва» и «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

Представители крупных киносетей в России обратились в Министерство культуры с просьбой не переносить премьеру фильма «Форсаж-8». По мнению предпринимателей, на фильме «Время первых», не удастся заработать больше нескольких сотен миллионов рублей. Это уже не первое обращение кинобизнеса. К Мединскому взывали в связи с резким падением доходов в феврале: на праздничный уик-энд большинство сеансов отдали отечественному фильму «Защитники». Кинотеатры понесли убытки. Но кто считает деньги, когда речь идет о политике, патриотизме и… лоббировании. По слухам, протекционистские меры в отношении фильма «Время первых» приняты благодаря усилиям Евгения Миронова.

29 марта на встрече министра культуры с руководителями сетей кинотеатров состоялся, по его словам, «непростой, но продуктивный диалог». В результате заключили сделку: премьера «Форсажа-8» в России состоится в запланированные сроки, киносети же пообещали благоразумно разделить сеансы между российским и голливудским фильмом.

В то же время в индустрии всерьез поговаривают о намерении не только увеличить стоимость прокатного удостоверения для голливудских фильмов до 5 млн рублей, но и ограничить их число в прокате.

Прямая речь

Об административных рычагах управления говорим с активными игроками кинорынка.

Дмитрий Нартов
генеральный директор сети «Киномакс»:

Минкульт все больше регулирует кинопрокатный календарь. Вроде бы из благих намерений, чтобы расчистить афишу для российских картин. В чем, на Ваш взгляд, опасность таких мер?

— Минкульт объясняет свои действия поддержкой отечественного кино, которое еще слабое, как росточек, который нужно держать сначала в теплице, подкармливать, оберегать от сорняков, а потом уже высаживать в окружающую среду. Для кинотеатров опасность очевидна — это не что иное, как прямое вмешательство в бизнес. Нам все время приводят в пример французскую и китайскую модель, но забывают внедрить в жизнь налоговые льготы, которые существуют в этих странах для кинотеатров.

Какие бы меры регулирования проката предложили вы. Или вы считаете, что рыночные механизмы всё сами определят?

— Крупные голливудские компании умеют анализировать происходящее и готовы договариваться. А у нас все радикально: везде политика. Хорошо, что военная тематика в кино начала уступать место спортивной, космической и исторической. Но все заявления о политике — ложь, прикрывающая обыкновенный лоббизм. Личный и индустриальный.

Меры мы уже сами предложили и открыли тем самым ящик Пандоры. Я считаю, что голливудские студии и Минкульт должны договариваться более аккуратно, учитывая интересы сторон.

Переносы уже были. Отчего именно история с «Форсажем» воспринята киносетями столь остро?

— Перенос «Форсажа» убил бы апрельский прокат, в том числе и полнометражную российскую «Кухню…».

Правильно ли я понимаю: дело не в конкретных фильмах. Политика и личные связи регулируют экономику.

— Вы задаете риторический вопрос. Ответ очевиден.

Сергей Сельянов
продюсер:

— Проблема действительно острая. Сформировалась она по мере развития российского кино. Когда у нас было в год два-три потенциально интересных зрителю российских проекта, которые могли заработать более 500 миллионов рублей, — подобных вопросов не возникало. Когда их пять-шесть, и все продюсеры рассчитывают на благоприятные даты выпуска, — ситуация накаляется. Это проблемы роста. Выяснилось, что этим пяти-шести фильмам уже не хватает места в кинотеатрах. И это, конечно, проблема, что на родной земле мы не можем полноценно показать свое кино.

У прокатчиков американских мейджеров — другие возможности и другая бизнес-модель. Они живут от вала конвейера — когда 20 картин в год, в принципе не так важны релизы отдельных фильмов. У нас ситуация иная. Отдаешь одной картине 3 года. Дело не только во времени, силах, нервах, но и частных деньгах на производство, помимо господдержки. Плюс выпуск в прокат — примерно 100 млн и больше, тоже ответственные частные средства. И… нет фильму здесь места. Представляете самочувствие российского продюсера? ! В отличие от мейджеров, у нас нет компаний, которые могут безболезненно перенести потерю 150 000—200 000 рублей. Они фактически становятся банкротами.

Раз проблема есть, ее нужно решать. Существует несколько способов.

  • квотирование;
  • ручное управление;
  • переговоры.

Третий — мне видится самым продуктивным. Каждый месяц, на мой взгляд, должны собираться все интересанты, рассматривать возникающие проблемы, но, главное, — планировать календарь релизов заблаговременно. Какие-то правила должны работать. К примеру, чтобы старт зарубежного фильма был синхронным с премьерой в стране производства. У них 27 ноября — и у нас. И нельзя передвигать выпуск на каникулы или длинные уик-энды.

Проблема действительно назрела, требует решения. Министерство просто делает это грубо. Не обсуждая, не разговаривая. Хотя вот на днях ситуацию с «Форсажем» удалось разрулить именно с помощью переговоров.

Что касается протекционизма в отношении российского кино, я — за. Полагаю, что представители пяти самых сильных американских компаний должны учитывать нынешнюю ситуацию, соотнести мощности. Понять, почувствовать. Это даже не правила игры. Просто очевидно, что не стоит 9 Мая, в юбилей Победы давать широким экраном «Капитана Америку».

Сэм Клебанов
глава компании «Кино без границ»:

— В очередной раз наблюдаем попытку Минкульта в ручном режиме рулить прокатом. В идее переноса «Форсажа» прежде всего — убеждение министра, что фильмы, вроде «Железного человека», «Мстителей», «Форсажа», не имеют отношения к настоящему кино. Мединский пытается свои понятия о прекрасном положить в основу административных решений, игнорируя само существование бизнеса. То, что кинематограф не только искусство, но еще и бизнес, представляется ему странным недоразумением, которое он хочет исправить. Он осуждает кинотеатры за желание зарабатывать деньги, забывая, что цель бизнеса — максимальная прибыль. Просто игнорирует факт, что наличие инфраструктуры, привлекательных для зрителя многозальных кинотеатров с оборудованием, — связано с показом коммерческого кино. Убери блокбастеры — киносети потеряют зрителя, закроются кинотеатры.

Тенденция нехорошая, нездоровая. У продюсеров и прокатчиков возникает соблазн решать вопросы с помощью «личных отношений» наверху.

Если государство будет все больше вмешиваться в частную деятельность — хуже придется всем: и кинотеатрам, и прокатчикам, и зрителям. Если господина Мединского не волнует судьба прокатчиков, которые не занимаются российским кино, то из чисто прагматических соображений его должно волновать хорошее самочувствие кинотеатров. Жаль, что в этой непростой ситуации кинотеатры отстаивают свои позиции достаточно осторожно. Хотя понимаю: они хоть и частные, но как большие инфраструктуры зависят от государства. Есть огромное число способов, чтобы перекрыть им кислород.

Другой важный момент: когда и под какие фильмы «расчищают территории». Фактически Минкульт выбирает из российского кино то, которое административными средствами поддерживает на всех этапах. А другие картины, в том числе и российские, от этих передвижек и протекционистских мер могут пострадать. Но ведь и взлелеянное министерством кино может остаться в проигрыше. Известно, к примеру, какое огромное число молодых зрителей ждут «Форсаж», весь этот шум может вызвать негативное отношение к фильму, ради которого расчищают место. Надо уметь говорить и с ними, с 20-летними

Лариса Малюкова    https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/04/02/71996-bitva-pervyh

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий