Один из первых коллекционеров, каталогизировавших свое собрание (издание «Свой круг. Художники-нонконформисты в собрании Александра Кроника» вышло в 2010 году), рассказал ARTANDHOUSES о том, как важно раскинуть коллекционерские «сети», чтобы выловить нужные для собрания произведения, о риске при приобретениях работ ушедших художников и важности деталей в собирательстве.

С момента выхода каталога-резоне вашей коллекции «Свой круг» прошло семь лет. Насколько увеличилась ваша коллекция за эти годы? Появились в ней новые имена?

Коллекция — живой организм, который постоянно развивается. Есть работы, которые пришли в собрание, а есть те, с которыми расстался. И это правильно, я считаю. Любое движение всегда интересно. В количественном отношении коллекция изменилась незначительно: что-то я подарил, что-то получил в подарок, что-то продал, а что-то купил. И, конечно, были обмены. На стенах появились два новых для меня художника — Ольга Чернышева и Егор Остров.

То есть даже те вещи, которые были каталогизированы, тоже подверглись ротации?

Да. Многое добавилось, а незначительное количество ушло, буквально единицы. За эти годы может быть около десяти работ.

Когда вы имеете такую обширную коллекцию, наверняка возникают сложности с ее размещением. Где вы храните работы, которые «не входят в экспозицию»? Как часто вы ее меняете?

Всё здесь хранится, дома. Пойдемте, покажу (проводит в комнату, где оборудованы стеллажи и антресоль со шкафом для неоформленной в рамы графики). Остальное, как видите, на стенах и полках.

Развеску картин и расстановку скульптур я иногда меняю, хотя в последние годы редко и незначительно — экспозиция в нашей квартире уже устоялась. Я живу, как видите, в окружении любимых картин и скульптур и вижу их постоянно: в разное время дня, при разном свете и в разном настроении — воспринимаю их осознанно и подсознательно.

С одной стороны, это дает возможность серьезно углубиться в произведение и продвинуться в понимании художника. С другой — иногда твой глаз как бы замыливается, и ты не замечаешь очевидного. Порой случаются совершенно неожиданные вещи. Однажды вечером, вдруг, ты почему-то берешь какую-то работу, которая много лет висела где-то в углу или в комнате, в которую редко кто-то заходит, и, перевесив ее на новое «видное» место, думаешь: как же так, почему она столько лет была не здесь, вот же ее место!

Когда приобретаешь новую работу, которая очень нравится, ее, конечно, хочется всё время видеть, поэтому иногда она «сдвигает» какую-то картину со стены, и та уходит в запасник. Например, вот новое поступление — «Портрет с цветком» Олега Целкова 1970 года. Картина сразу идеально вписалась в нишу, как будто созданную для нее. Раньше у меня был только офорт Целкова, который Олег подарил мне в 1997 году, когда мы познакомились во Франции. А мне давно хотелось иметь его раннюю станковую работу. И два года назад мне удалось ее купить у знакомого коллекционера. Смотрите, как она «разговаривает» в экспозиции с работой «Космическое яйцо» 1965 года Юло Соостера. Эти два художника были друзьями, и «Портрет с цветком» написан Олегом в год смерти Юло, на его обороте Целков написал «Памяти Юло Соостера, умершего 25 октября 1970 года».