Если во вселенском информационном поле появляется отличная идея, то она, как правило, приходит ко многим умам. Так же случилось и с ретроспективой русского художника-любителя Николая Мещерина: мысли о том, чтобы познакомить с ним широкую публику уже давно витали в воздушном пространстве Третьяковки, но, не найдя возможности реализоваться на практике, обратились к энергичным специалистам из Музея русского импрессионизма. Так родился совместный проект еще молодого, но очень перспективного МРИ и заслуженного метра российской арт-сцены в лице ГТГ.

О чем или о ком эта выставка – сказать, на самом деле, довольно сложно. С одной стороны, это действительно большая (около 100 полотен) ретроспектива художника Мещерина, с другой – очень «ламповая» история о том художественном мире, который он организовал вокруг себя в своей подмосковной усадьбе Дугино. В круг художника входили такие громкие имена как Грабарь, Левитан, Степанов и Переплетчиков. Все они были для него учителями, друзьями, источниками творческих исканий. На их тесном общении и построена концепция выставки. Организаторам невероятно повезло – в запасниках Третьяковской галереи уже более десяти лет надежно хранился архив художника, из работы с которым и вытекла архитектура, в очень широком смысле этого слова, выставки. Иными словами, можно сказать, что экспозиция посвящена усадьбе Дугино, как своеобразному культурному центру, благо этому немало способствует характер и направление художественного творчества ее владельца: Мещерин – художник тонких и лиричных пейзажей, очень скрупулёзно и трогательно писавший виды, окружавшие его владения.

 

Лично мне Николай Васильевич особенно близок, так как пришел в живопись через фотографию. Мне, как страстному поклоннику этой художественной техники, было особенно приятно увидеть на выставке вещи из его фотоархива. Но на самом деле, не нужно быть специалистом или даже любителем, чтобы оценить этот ход – представленные на полукруглой стене отпечатки поражают буквально всех, настолько они технически и композиционно точны, вкусны и одновременно с этим удивительно невинны и трогательны!

А ведь созданы они совсем еще молодым юношей двадцати двух лет в период, когда фотография в Российской Империи еще только зарождалась и технически, и эстетически!

О сценографии пространства хочется сказать отдельно. Учитывая, видимо, тот факт, что в фокусе экспозиции все-таки находится не один лишь художник Мещерин, но его мир или, по крайней мере, то, как он этот мир видел, организаторы решительно отказались выстраивать повествование по хронологическому принципу.

Думается, этому немало способствовало и то, что творческая карьера наследственного предпринимателя Мещерина началась довольно поздно и не была особенно длинной. А потому, слава богу, удалось избежать этого скучного и монотонного путешествия по линии его жизни и художественной эволюции! Поступили оригинально: разделили экспозицию по сезонам. Опять же – пейзаж прекрасно позволяет это сделать. Временные стены поставили углами, так, что в плане они образуют икс-образное построение. Каждый из четырех закутков соответствует одному времени года – получается четыре симпатичные тематические экспозиции, где главенствует принцип дуализма: на одной стороне угла ранние работы Мещерина в стиле нежно им любимого Левитана, напротив красуются его более поздние, вполне в стиле французского дивизионизма, полотна, соседствующие с, без малого, шедеврами его учителей Грабаря и Переплетчикова.

Очень занимательно, смотреть на вещи в таком сопоставлении. Может показаться, что таким образом организаторы решили продемонстрировать корни, которые тянутся к Мещерину из творчества наших заслуженных импрессионистов. Когда в одном пространстве вдруг оказываются ученик и учитель, очень хочется сыграть с ними в игру «найди 10 отличий» и потом с видом эксперта заявить: – «Да, все же заметен некоторый дилетантизм Мещерина». Соблазн велик, но я настоятельно призываю вас ему не поддаваться! В первую очередь потому, что, когда в одном зале МРИ встретились Грабарь и Мещерин, очень заметна стала особенность манеры второго. Настолько, что вы, даже не будучи историком искусства или просто человеком, видевшим многое, сможете с точностью до ста процентов определить, где чья работа. Это ни в коем случае не признак недостаточного мастерства, а наоборот – убедительное доказательство самобытности Николая Мещерина как творца.

Да, вы без труда определите чьи влияния были наиболее сильны в тот или иной период его работы, но никогда не сможете обвинить его в копировании чьей-то техники или манеры. На мой взгляд кураторской группе удалось сделать то, к чему стремятся все организаторы выставок: они показали художника в контексте очень и очень именитых мэтров, доказав его собственную ценность!

Кстати об эволюции и ценности! Обратите ваше внимание на даты создания картин. Поражает насколько быстро шло принятие и развитие новых художественных практик у Мещерина. В 1903-м году он еще «Левитан», а в 1906 уже «Грабарь».
Переходя к особенностям зала в музее русского импрессионизма, отмечу, что в этот раз архитектору Наталье Зайченко и светотехникам удалось создать невероятную атмосферу.

Света в пространстве выставки не много: точечное освещение картин, несколько светильников под потолком; мягкий рассеянный свет окутывает зрителя, погруженного в созерцание ярких полотен на пепельно-серых стенах. Но при этом, несмотря даже на то, что относительно небольшое (в сравнении с многими другими площадками) подвальное помещение временных экспозиций музея дробно разделено временными стенами, в пространстве много воздуха, дышится как-то очень легко и спокойно! Находится в этом лабиринте конструкций и искусства очень приятно, ощущается душа, которую вложили кураторы и архитектор в создание экспозиции. Чувствуется, что за попыткой удивить посетителя стоит искреннее желание передать ту умиротворяющую атмосферу усадьбы Дугино, которая стала пристанищем художественной мысли, плацдармом, на котором рождались чудесные полотна.

Очень тонкой метафорой выступает название выставки. «Выход из суеты» – довольно многослойное словосочетание, которое можно применить на многих уровнях. Для начала, это точная характеристика того, что сделал сам художник: он, по сути, сбежал в свою загородную усадьбу от проблем, связанных с производством и работой его семейной мануфактуры. С другой стороны – это то, к чему призывают организаторы сегодняшнего зрителя: выбраться из какофонии московских проспектов, наслаждаясь тихими пейзажами.

О технических развлечениях, подготовленных музеем, говорить пока рано – выставка только открылась. Известно, что готовится музыкальный спектакль, в котором примут участие известные актеры, что проведут посетителя по выставке от лица самого Мещерина, его жены и Игоря Грабаря. Хочется надеяться, что эта задумка, как и все в этой выставке, будет организована на высоте! Любителям диджитал пространств предлагается заглянуть в оцифрованный альбом художника – его собственную художественную лабораторию, куда он бисерным почерком вносил свои впечатления и делал точные, скрупулёзные описания пейзажей, тонко подмечая цвета, композицию и светотень. «Луна розово-золотая, небо бирюзовое, лес розово-зеленый, снег белее неба…» – записывал в своем дневнике художник. А потом воплощал на холсте.

Отмечу, что этот вернисаж стал для МРИ юбилейным – десятым! С чем мы сердечно и поздравляем музей и его сотрудников! Сделать действительно удачную и в техническом, и в эстетическом плане выставку – лучший способ отметить важную дату!

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий