Столичный музей кино в год своего 30-летия впервые представляет выставку новых поступлений. Экспозиция построена по тематическому принципу. В разделе «Персона» представлены материалы, связанные с жизнью и творчеством Птушко, Баталова и Тарковского.
«У нас некоторое количество личных вещей Андрея Арсеньевича. Здесь его свидетельство о рождении, два его пропуска и студенческий билет и книжица с его оценками. Много четвёрок и пятёрок, но он разговаривал на уроке, отвлекался, то есть это очень интересная картина очень живого человека», – показывает Наталья Зюмченко, начальник выставочного отдела Музея кино, куратор выставки.
Рядом фотографии Андрея Тарковского – за работой. Вот режиссёр в зеркальной комнате, которая должна была быть в его «Солярисе», но сцены, снятые в ней, в картину не вошли. Тарковский решил, что комната – вне эстетики фильма – слишком яркая. Здесь можно увидеть и кадры со съёмок ленты «Сталкер». Фактически «Сталкер» создавался дважды – между режиссёром и оператором Георгием Рербергом произошёл конфликт – плёнка с материалом была испорчена. Тарковский переснимал фильм уже с Александром Княжинским.
«Всего несколько лет назад эстонский художник, режиссёр Арваихо нашёл у себя баночки с негативами – фотографии, которые он снимал во время съёмок «Сталкера» первого. То есть то, как фильм выглядел тогда. Здесь совсем другая обстановка, очень много фотографий Тарковского, и мы видим, какая гамма чувств необыкновенная, когда он ищет-ищет это решение», – рассказывает Наталья Зюмченко.
Среди новых экспонатов – фонограф Эдисона. Именно на такой аппарат были впервые записаны речи Льва Толстого. Есть здесь и крошечный фотоаппарат, которым, как говорят в музее, в конце сороковых пользовались шпионы – он помещается в кошелёк для мелочи. Раскадровки, эскизы и машина по производству людей, созданные для анимационной картины Гарри Бардина «Болеро 17» – совсем недавние приобретения Музея кино. Здесь их называют жемчужинами выставки. В числе новинок – игровые куклы из мультфильмов, на которых было воспитано не одно поколение. Работы художника и режиссёра Левана Шенгелии, созданные им для антиутопии «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера. Всего же представлено 750 предметов, подаренных музею и купленных за последнее десятилетие.
«Нам очень хочется в принципе привлечь людей к теме «История кино». Мы экспонируем первые райдеры звёзд немого кино, костюм Гоши из фильма «Москва слезам не верит», мы попытались включить те экспонаты, которые бы могли привлечь максимальное внимание», – отмечает Лариса Солоницына, директор Музея кино.
Это только малая часть новых экспонатов, отмечают в музее – остальные, а в фонде 175 тысяч предметов, ждут своей очереди. Выставки новых поступлений ещё будут открываться.
Ольга Енина