*«Русский стиль – искусство жить» (фр)

В этом проекте русская история и русский стиль раскрываются в диалоге двух эпох: замечательные артефакты, созданные в конце XVI – начале XVII вв., представляют период начинающегося в то время в России подъема искусств и ремесел, расширения торговли с Европой (галерея «Русская усадьба»), а прекрасная коллекция живописи (галерея «Веллум») дает возможность увидеть, как русская история раскрывалась в художественном поиске авторов конца XIX – начала ХХ веков. Произведения искусства, созданные в исторические периоды, отделенные друг от друга столетиями, демонстрируют, как идеи, близкие обществу, и художественный вкус определяли стиль жизни наших соотечественников.

Обращение русских художников к истории страны, проявлявшееся с конца XVIII века в ярких, но единичных произведениях (как, например, «Владимира и Рогнеду» Антона Лосенко, 1770 г.), стало популярным на волне патриотического подъема после Отечественной войны 1812 года (от портретов в русских национальных костюмах до памятника Минину и Пожарскому Ивана Мартоса, 1818 г.), и набрало силу в ближе к середине XIX века, когда интерес к отечественной истории возрос, в том числе, и в связи с распространением идей славянофильства.

 

Как говорит руководитель галереи «Веллум», искусствовед и коллекционер Любовь Агафонова: «тогда же знаменательным событием для русской культуры стало открытие реставратором Николаем Подключниковым под поздними поновлениями уникальной первоначальной живописи иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Однако в полном смысле о расцвете искусства, интерпретирующего исторические сцены, в красочных образах погружающего зрителя в прошлое Руси, можно говорить в последние десятилетия XIX века. Это время, когда старообрядцы-промышленники собирают древлеправославные иконы и финансируют их систематическое изучение, заложив основу пробуждения интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков. В Талашкине, принадлежащем княгине Марии Тенишевой, и в усадьбе художника Василия Поленова появляются мастерские, где по народным образцам изготавливается мебель и произведения декоративно-прикладного искусства. И даже образ и привычки императора Александра III близки завоевывавшему популярность «русскому стилю».

Исторические темы постоянно появляются в работах Ивана Билибина, Михаила Нестерова, Василия Сурикова, Николая Неврева, Ивана Куликова – по сути, сформировав целое живописное направление «в поисках Руси», которое не исчезнет и в ХХ веке после Октябрьской революции. Его замечательными представителями станут Александр Бубнов, с иллюстрациями к «Песне о Вещем Олеге» и эпохальным полотном «Утро на Куликовом поле», Павел Корин с «Русью уходящей» и «Александром Невским»».

Центральным звеном экспозиции, представленной галереей «Веллум» станут работы Александра Бубнова «Вещий Олег» и «Борис Годунов», а также уникальный первый вариант «Александра Невского» Павла Корина. Особого внимания заслуживает серия карандашных листов Николая Богатова с русскими типами (1878 г.), «Деревенские девки» Ивана Куликова и произведения Михаила Нестерова, Ивана Билибина, Петра Соколова, Александры Коноваловой, Михаила Малютина и Алексея Щусева.

Раздел экспозиции выставки, сформированный галереей «Русская усадьба», воссоздает многоплановость художественных стилей сложного XVII века: от плоскорельефной архаичной резьбы до русско-голландских вернакуляров петровского времени, и представляет коллекцию русской мебели, демонстрирующую своеобразие и самобытность этого культурного явления.

По ряду причин образцы русского прикладного искусства XVI – первой половины XVII вв. почти не сохранились, но тем интереснее и ценнее произведения, дошедшие до наших дней (большинство предметов экспозиции происходит с Русского Севера, уцелев, во многом, благодаря географической удаленности).
На рубеже XVI и XVII веков новые архитектурные веяния воплощаются в создание не только храмовых, но и гражданских комплексов, таких как кремлевские Теремной Дворец и Приказные палаты, Сафарино, Воробьево, Измайлово и Преображенское. Дворец в Коломенском явился предельным воплощением традиционного деревянного зодчества в синтезе с новыми стилями – как резиденция европейского монарха. Наступивший расцвет столярного и токарного дела, блестящее развитие Оружейной палаты и Строгановских мастерских стало торжественным финальным аккордом в русском искусстве средневековья и ярким художественным поворотом в истории Нового времени. Сложность стиля этого периода и редкость памятников этой эпохи создают большие сложности, как в глубоком понимании, так и в кропотливом подборе предметов в коллекции.

В экспозиции выставки «Русский стиль – l’art de vivre» разместились предметы исключительно из российских частных собраний – домашние коллекции, собиравшиеся десятилетиями, впервые увидели свет. При отборе экспонатов особое значение придавалось исторической подлинности, предметам наиболее приближенным к вероятному бытованию XVII века. Так на выставке можно увидеть старинные европейские карты и документы: редчайшие автографы «русского царя» Владислава IV Вазы, жалованная грамота царя Михаила Федоровича. Среди разнообразных форм и декоров сундуков выделяется один: уникальный сундук с дюжиной секретов и потайных ящичков, которые имеют удивительно полную сохранность. Яркая самобытность старинной мебели: монастырский стул из целого ствола липы, огромный бюро-кабинет (в русской традиции «Скрыня») или раскладной стол-кресло. Наиболее редким экспонатом является большой дубовый стол с двуглавым орлом, который был приобретен в 1930-е годы супругами-художниками Т.Александровой и И.Поповым у старого московского антиквара Виссариона Глиндзича (другим претендентом на эту покупку был писатель Алексеей Толстой). По словам Глиндзича этот стол был найден в 1910-х годах в Меншиковой башне, и существовало свидетельство, что он был лично подарен царем Петром I Александру Даниловичу Меншикову. Кованые светцы и подсвечники, пестрые эмали и вышивки, серебряные изделия и украшения, иконы и характерные только для XVII века киоты – все это собранно и сохранено благодаря живому интересу к российской истории и любви к русскому искусству.

21 февраля – 15 апреля 2020 г.

Пресс-показ выставки 20 февраля с 15.00 до 19.00

Открытие выставки 20 февраля в 19.00

Выставка пройдет по адресу: ул. Ильинка, д.4, арт-квартал «Гостиный двор»,
вход с Хрустального переулка, секция 88-89

Пресс-показ проводят: Любовь Агафонова, почетный академик Российской академии художеств (основатель галереи «Веллум») и Александр Стадник (совладелец галереи «Русская усадьба»).

 

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий