И.Левитан. Деревушка. 1983-1986 гг. Холст, масло. Собрание Алексея Жилина, Москва

Размышления о выставке «Маленькое искусство» в Еврейском музее и Центре толерантности (27.05-05.09)

Обычно работы малого формата на выставках и вернисажах попадают не на стены музеев, а под стекло столиков-тумбочек по принципу – кому надо, тот обратит внимание, а кому не надо… Здесь не обратить внимание было невозможно, потому что вся живопись на стенах. 130 работ, среди которых самые известные имена: Репин и Серов, Левитан и Поленов, Сомов и Врубель, Малевич и Бакст и т.д.

И.Левитан. Ивы над рекой. 1896. Бумага, наклеенная на картон, мало. Собрание Алексея Жилина, Москва
И. Левитан. Ивы над рекой. 1896. Бумага, наклеенная на картон, мало. Собрание Алексея Жилина, Москва
В.Серов. Владимир Дмитриевич Дервиз на скамье. 1892-1893. Этюд, картон, масло. Государственная Третьяковская галерея
В. Серов. Владимир Дмитриевич Дервиз на скамье. 1892-1893. Этюд, картон, масло. Государственная Третьяковская галерея

В пяти залах музея рисунки и наброски художников выглядят вполне самостоятельно, отнюдь не камерно. И судьбы у всех разные.

И.Похитонов. Портрет художника И.Е.Репина. 1880-е. Дерево, масло. Собрание Алексея Жилина, Москва
И. Похитонов. Портрет художника И. Е. Репина. 1880-е. Дерево, масло. Собрание Алексея Жилина, Москва

Вот работа передвижника Ивана Похитонова «Портрет художника И. Е. Репина», написанная в 1880-е. Надо сказать, что Похитонов был одним из любимых художников Третьякова, который покупал его картины, можно сказать, «оптом», не глядя. Похитонов вообще больше был известен на Западе, нежели в России. Жаль, что во время Второй мировой войны погиб его архив. Похитонов писал на дощечках красного дерева тонкой кистью, используя какую-то свою необычную грунтовку. В основном он работал над пейзажами, так что портрет Репина, скорее, исключение.

М.Врубель. Вока Мамонтов за чтением. 1890-е, бумага, карандаш. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон
М. Врубель. Вока Мамонтов за чтением. 1890-е, бумага, карандаш. Собрание Джеймса Баттервика, Лондон

«Вока Мамонтов за чтением» Михаила Врубеля из коллекции британского арт-дилера Джеймса Баттервика. Вроде бы обычный рисунок младшего сына Саввы Мамонтова, в доме которого художник обрел покой. А портрет-то необычный, написанный вертикальными штрихами, как будто Врубель «катал» фигуру и делал скульптуру, а не портрет.

Л.Бакст. Портрет Иды Рубинштейн. 1890-е. Бумага, гуашь. Собрание Сергея Устинова, Москва
Л. Бакст. Портрет Иды Рубинштейн. 1890-е. Бумага, гуашь. Собрание Сергея Устинова, Москва
М.Добужинский. Вера у рояля. Бумага, графитный карандаш. 1915. Собрание Елены Ворониной. Москва
М. Добужинский. Вера у рояля. Бумага, графитный карандаш. 1915. Собрание Елены Ворониной. Москва
М.Добужинский. На кухне. 1919. Бумага, графитный карандаш. Собрание Елены Ворониной, Москва
М. Добужинский. На кухне. 1919. Бумага, графитный карандаш. Собрание Елены Ворониной, Москва

Неожиданные по своей камерности, даже интимности, рисунки графитным карандашом Мстислава Добужинского, «певца Петербурга» периода Петербургского Возрождения, которое началось с «Мира искусства». Но вот работа Леона Бакста «Портрет Иды Рубинштейн». Почему 1890-е годы, если Бакст познакомился с Идой лишь в 1904 году?

Между прочим, у Бакста и Добужинского брала уроки художник Елена Гуро (в замужестве Матюшина), которая писала еще и стихи и пьесы. В доме Матюшина и Гуро на Петроградской стороне в 1908 году начали собираться русские кубофутуристы, и сейчас в этом доме находится Музей петербургского авангарда.

А.Шевченко. Сад имени Баумана. 1930-е. Бумага, уголь. Собрание Георгия Федоровича, Москва
А. Шевченко. Сад имени Баумана. 1930-е. Бумага, уголь. Собрание Георгия Федоровича, Москва

Художник Александр Шевченко поучился во всех известных заведениях Парижа и Москвы, поучаствовал во многих объединениях, начиная с «Мира искусства», «Союза молодежи», «Ослиного хвоста», увлекался и кубизмом и неопримитивизмом, но все же считается авангардистом. Однако представленные здесь две работы художника для него абсолютно нетипичны.

К.Малевич. Девушка. Бумага, акварель, тушь. Собрание Иветы и Тамаза Маншеровых, Москва
К. Малевич. Девушка. Бумага, акварель, тушь. Собрание Иветы и Тамаза Маншеровых, Москва
Н.Суетин. Кубуфутуристическая композиция. Бумага, карандаш. 1924. Собрание SEPHEROT Faundation, Швейцария
Н. Суетин. Кубуфутуристическая композиция. Бумага, карандаш. 1924. Собрание SEPHEROT Faundation, Швейцария
И.Чашник. Супрематизм. Два рисунка. Бумага, графитный карандаш, акварель. Собрание Иветы и Тамаза Маншеровых
И. Чашник. Супрематизм. Два рисунка. Бумага, графитный карандаш, акварель. Собрание Иветы и Тамаза Маншеровых
И.Пуни. Кубистическая композиция. 1920-е. Бумага, акварель, графитный карандаш. Собрание Ивана Бибичева, Москва
И. Пуни. Кубистическая композиция. 1920-е. Бумага, акварель, графитный карандаш. Собрание Ивана Бибичева, Москва

Пафосу русского авангарда посвящен один из разделов экспозиции. Разумеется, графика Казимира Малевича, Николая Суетина, Ильи Чашника не нуждается в комментариях. Менее известен Иван Пуни, внук композитора Цезаря Пуни, практически всю творческую жизнь проживший во Франции. Он родился в Куоккале, брал уроки живописи у Репина, метался от одного стиля к другому, от авангарда и супрематизма к импрессионизму, но для нас он прежде всего остается авангардистом-кубистом.

В.Стерлигов. Летящие циркачи. Конец 1920-х-начало 1930-х. Бумага, акварель. Собрпание семьи Кривошеевых.
В. Стерлигов. Летящие циркачи. Конец 1920-х-начало 1930-х. Бумага, акварель. Собрпание семьи Кривошеевых.

Принципам супрематизма учился у Малевича художник с трагической судьбой Владимир Стерлигов. Четыре года по ложному доносу он провел в лагерях. Уже в 1960-х разработал свой метод в искусстве. Это чаше-купольную система, основой которой служили сферические элементы формообразования. А в 1966-м буквально в день открытия Ленинградский Союз художников закрыл его персональную выставку.

И.Басманов. Прогулка. 1936. Бумага, гуашь. Собрание Ильдира Гелеева, Москва
И. Басманов. Прогулка. 1936. Бумага, гуашь. Собрание Ильдира Гелеева, Москва
А.Софронова. Портрет М.К.Соколова.
А. Софронова. Портрет М. К. Соколова.

В так называемый «круг Стерлигова» входил Павел Басманов – советский книжный график. Как жаль, что первая персональная выставка прекрасного графика и иллюстратора состоялась в ГМИИ им. Пушкина, когда Басманову было уже 77 лет. Как любим мы, однако, припоздняться… Лишь в 70 лет «заработала» свою первую персональную выставку Антонина Софронова (это сейчас про нее пишут – советский живописец, график, пейзажист, акварелист, одна из самых известных художниц ХХ века).

Р.Фальк. Женский портрет. 1926. Бумага, графитный карандаш. Собрание Романа Бибичева, Москва
Р. Фальк. Женский портрет. 1926. Бумага, графитный карандаш. Собрание Романа Бибичева, Москва

Мастеру пейзажа и натюрморта, создателю «Бубнового валета» Роберту Фальку повезло больше: его персональная выставка состоялась в Доме литераторов в 1939 году. И вообще по сравнению со многими он просто везунчик. Ну, а как же? Возвращается в 1937 году из Парижа и получает мастерскую и, хотя в 1940-х его критиковали как «формалиста», но обошлось без лагерей.

Г.Рублев. Пионерский праздник. Бумага, акварель. 1930. Собрание Романа Бибичева.
Г. Рублев. Пионерский праздник. Бумага, акварель. 1930. Собрание Романа Бибичева.
Г.Рублев. Уличные музыканты. 1929. Бумага, акварель, гуашь, уголь. Собрание Романа Бибичева
Г. Рублев. Уличные музыканты. 1929. Бумага, акварель, гуашь, уголь. Собрание Романа Бибичева

Георгия Рублева в начале творческого пути сравнивали то с Анри Матиссом, то с Нико Пиросмани. И правда, его «Купальщики», полотно, написанное в 1928-м, сильно перекликается с «Танцем» Матисса. Представленные здесь работы «Уличные музыканты» и «Пионерский праздник» вполне вписываются в это сравнение. Потом ученика Герасимова и Машкова назовут продажным, потому что он, якобы, «разменял свой талант на советский заказной монументализм». Как знать… Написанный в те годы как бы для себя «Портрет И.В.Сталина» (1933 г.) находится сейчас в Третьяковской галерее.

П.Митурич. Санталово (Дом Хлебникова). 1922-1923. Бумага, тушь. Частное собрание
П. Митурич. Санталово (Дом Хлебникова). 1922-1923. Бумага, тушь. Частное собрание

Пронзительный рисунок тушью Петра Митурича – это практически документальная исповедь художника, изобретателя и теоретика. Друг Велимира Хлебникова, Петр Митурич тушью «выводит, сопровождает» поэта в последний путь – около такого «маленького искусства» можно долго стоять и размышлять. Размышлять и смотреть.

Работы для выставки предоставили Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Музей-заповедник «Абрамцево», Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Музей-заповедник «Царское село» и другие музеи, а также частные собрания.

Автор: Галина Мумрикова

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий