11 ноября 2022 года в Ростовском областном музее изобразительных искусств открывается выставочный проект «Вещи души».
Выставочный проект «Вещи души» представляет ростовскому зрителю произведения живописи и графики молодых ростовских художников: Марии Кладиенко, Олеси Толстопят, Светланы Смольяниновой и Андрея Бобрикова. Со слов авторов, проект призван настроить инструменты художественных методов на «эталон высоты», заданный поэзией Геннадия Айги, с именем которого, принято сочетать эпитеты «выдающийся», «загадочный», «неоавангардный». Представленные работы не являются иллюстрациями к стихам, не интерпретируют поэтические образы и не экспериментируют с использованием литературных подходов в изобразительном искусстве. Художественный мир Айги стал для художников общим пространством, «полем» где пересеклись их творческие поиски. Природа – объединяющий мотив выставки. Но природа видится авторам не «вещью», не объектом творчества, а скорее условием. Объектом, было бы правильнее назвать состояние ума (или души), которое передается художественными средствами. В этом контексте поэзия Геннадия Айги крайне значима: она транслирует особое состояние – тот самый «эталон высоты», на который стремятся настроиться художники. И хотя полевые эксперименты «в среде» очень ценны, непосредственный контакт с природой не всегда и не для каждого обязателен.
Траектория и временные пределы движения к художественной цели индивидуальны и могут быть разнообразны настолько, насколько это можно представить. Путь Марии Кладиенко (окончила отделение графики ЮФУ в 2015г.) от студенческих практик до первой персональной выставки был молниеносным. Уже на четвертом курсе ее живописные опыты исследования природы стали экспозицией «В поисках эха». Сегодня Мария – член Союза художников России, многократный участник выставок регионального и всероссийского уровня. Олеся Толстопят (окончила отделение «Изобразительного искусства» ЮФУ в 2013 г.) и Светлана Смольянинова (окончила отделение «Живописи» ЮФУ в 2013 г.) движутся в ином темпе, и до нынешнего момента не испытывали потребности в презентации результатов труда. Другим путем пошел Андрей Бобриков: его путешествие началось не с порога художественного факультета, а с ученических поездок на пленэр, которые очень быстро превратились в самостоятельный авторский поиск.
Вернисаж состоится 11 ноября 2022 года в 16.00
На открытии выступит джаз-квартет Армена Султаняна.
Выставка работает 12.11.2022 – 05.12.2022
по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 60
Справочная информация по телефонам: 266-45-14, 201-39-82
Сайт музея: romii.ru vk.com/romii_rnd
Событие Вконтакте: https://vk.com/event216970900
Геннадий Николаевич Айги (1934–2006) – чувашский поэт, переводчик. Являлся одним из лидеров советского авангардного искусства 1960-1970-х годов. Неоднократно выдвигался номинантом Нобелевской премии по литературе.
Творческие принципы Геннадия Айги формировались в русле неофициальной культуры СССР, объединявшей молодых литераторов, художников и филологов, стремившихся развивать традиции русского авангарда. Сам поэт считал своими предшественниками Хлебникова, Малевича. В то же время стихи Айги отчасти продолжают традицию европейской новаторской поэзии – прежде всего французского сюрреализма. Также в его творчестве сильно влияние поволжского фольклора и народной культуры в целом – он постоянно обращается к древнейшим архетипам сознания.
Новаторское творчество Айги выбивается из контекста отечественной литературы. Лингвист Р.О. Якобсон назвал его «экстраординарным поэтом современного русского авангарда», представляющим не модернистское и не постмодернистское, а собственно авангардное начало. Поэзия Айги – это «вид сакрального действия», имеющего крайне индивидуальную «мета-поэтику» и особые языковые средства. Это не усложнение метрического стиха, а «первородная» форма поэзии, достигающая порой предельной простоты в «минималистских» произведениях: так, стихотворение «Спокойствие гласного» состоит из одной буквы (звука) «а», как будто являясь поэтическим аналогом «Черного квадрата» Малевича. Синтаксис Айги радикально отличается от обыденно-прозаического: все слова поставлены в новые связи, глубоко индивидуальна пунктуация, выполняющая роль нотно-музыкального письма.
Айги – не псевдоним, а родовое имя. Сам поэт в одном интервью по этому поводу говорит: «У чувашей фамилий ведь прежде не было, и свою паспортную фамилию – Лисин – отец мой получил случайно. Мужики, собравшиеся придумывать себе фамилии, сначала давали их просто – по отцу: у тебя отец Василий – будешь Васильев, Петр – так Петров; потом заскучали – стали брать фамилии знаменитых людей. У чувашей поэтому, как известно, есть и Пушкин, и Ломоносов…
… А когда дело дошло до отца, мужики совсем расшалились и записали его Лисиным – он, мол, хитрый, как лиса. Но истинное имя нашего рода – Айги. Под ним был известен мой дед.»
Геннадий Айги – Стихи
В декабрьской ночи Н. Ч.
в страхе
как будто в декабрьской ночи
самоосвещаются
вещи души
и как говорим “тупики” и “дома” и “туннели”
определяю я это немногое –
когда повторяю:
что общность избравших друг друга
совместность их нищенская –
как разрешенная по недосмотру!
но неотменима
что ежедневно обязан художник
знать о силе и времени смерти
и знать потому: что для правды
не хватит и всей его жизни
что можно быть светлым всегда – о хотя бы от боли! –
когда эта боль – словно заданная
неотличима от веры
что – как говорящие – теплятся вещи души
в страхе – как в зимней ночи
всю полноту образуя
необходимого ныне терпения
1957
Источник: https://vk.com/event216970900