Обращение современного художника к классическому наследию всегда порождает яркий живописный конфликт. С одной стороны – это осознание непревзойденности чужого мастерства, и современный художник может признавать и принимать свои ограничения, но с другой стороны – современный художник сознательно бросает вызов великому мастерству, ищет свои образы, свое собственное видение, свой стиль, противопоставляя свои идеи и доказывая их ценность в открытом соревновании.

 

Веласкес. Композиция 4. 2018. Холст, масло,

Работа с живописным наследием – тема «Исследования старых мастеров» и анализ их пластической выразительности – всегда занимали Александра Жерноклюева. Он с увлечением и успехом использует образы, созданные большими художниками прошлого для своих живописных экспериментов. Объектом переосмысления становились натюрморты голландских живописцев Виллема Класа Хеды и Питера Класа, предметный мир которых исчезал в холстах художника, сообщая о себе лишь изысканной светотенью. Позже художник использовал работы Рембранта, Халса, Пикассо, Бэкона и, конечно, Веласкеса, по словам Александра Жерноклюева, наиболее любимого и близкого ему: «Это чувственная история, которую не просто сформулировать и описать… Я хотел попробовать, как старинные веласкесовские образы, его живопись сможет ужиться с современным цветом, современными приемами и инструментами».

Веласкес. Композиция 5. 2018. Холст, масло,

Живопись Диего Веласкеса очень спонтанная, при стремлении к точности, испанский художник всегда оставлял возможность случайности. При этом сохранял хладнокровие и полный контроль над тем, что происходит на холсте. Совершенство красок, игра мазков, моделировка форм, компоновка деталей и другие художественные качества в его картинах таковы, что даже их части, выделенные как фрагменты – рукав, кусок платья, стены или пейзажа, – по производимому впечатлению могут быть поставлены в один ряд с лучшими произведениями беспредметного искусства. Веласкес был придворным художником, что, несомненно накладывало определенные ограничения на его живописную систему. Но при необходимости быть понятым современниками, в заказных по сути работах он достиг виртуозного совершенства, при скупых возможностях он не боялся браться за сложные многофигурные композиции, экспериментировал с несколькими источниками освещения, выделяя светом и цветом наиболее значимые объекты, создавал динамичные композиции и летящую фактуру с помощью быстрых мазков «a la prima».
Одержимость одного художника творчеством другого большого художника, или даже одной конкретной работой, имеет много примеров в истории искусства. И многих увлекало творчество Диего Веласкеса: Коро, Эдуард Мане, Джеймс Уистлер, Эдгар Дега, Ренуар, Валентин Серов, Михаил Нестеров оставили воспоминания о своей впечатленности великим испанцем. Но, пожалуй, самая драматичная история – это одержимость Френсиса Бэкона портретом Папы Иннокентия X. В течение нескольких лет Бэкон снова и снова возвращался к этой работе, уничтожая свои старые варианты и создавая новые. В течение многих лет он коллекционировал книги, каталоги и открытки с репродукцией этой картины, которые изучал снова и снова, до мельчайших деталей. Любопытно, что Бэкон никогда не видел эту работу вживую, хотя жил в Риме в течении нескольких месяцев и вполне мог бы ее посмотреть. Возможно, его восприятие этой картины было настолько сильным и значимым, что он боялся его разрушить столкновением с реальной живописью Веласкеса, боялся, что технические нюансы, которые открываются при непосредственном восприятии картины, могут разрушить его внутреннее видение. В его сознании этот портрет уже давно жил своей отдельной собственной жизнью, и именно эту жизнь, свой внутренний диалог с этой картиной, он и хотел сохранить. Как результат, Френсис Бэкон покинул Рим, так и не переступив порога Palazzo Doria.
При этом Александр Жерноклюев говорит о том, что всегда пытался избежать в своих работах навязчивости образов великих художников, образов медийных персон, знаменитостей: «Тех образов, что использовали большинство художников. Но в данном случае я дошел такого состояния своих живописных навыков, что пора было переходить к какому-то «разговору», хотелось исследования и познания… Разнообразие техник, и инструментов, используемых современными художниками, способствует желанию сравнить, противопоставить, продумать, проанализировать, осознать… Живопись старых мастеров консервативна по технике, такое последовательное раскрашивание… Интересно, что бы они могли сделать, родись в другой художественной ситуации».
Иногда художнику нужны канонические темы, канонические формы и мастера, чтобы сосредоточиться на своих собственных энергиях, своих живописных поисках. Об этом проект «Исследование старых мастеров». Многие работы из этого цикла неоднократно переделывались, что точно характеризует темперамент и метод работы Александра Жерноклюева. Художник комбинирует свою интерпретацию творчества Веласкеса и других мастеров старой школы с другими мотивами уже своего собственного творчества, увлечение которыми никогда не ослабевало и повторяется в различных сочетаниях на протяжении всего его живописного пути.

 

15 декабря 2018 – 15 февраля 2019 г.

Пресс-показ выставки 14 декабря 2018 г. с 15.00 до 18.00
Просьба обратить внимание, что аккредитация обязательна

Открытие выставки 14 декабря в 19.00

адрес: Москва, ул. Покровка, 1/13/6 с2, Фонд «Крафт-Павлова»

Аккредитация СМИ, посещение пресс-показа, запрос фотографий высокого разрешения:
Инна Пуликова, artinfo@yandex.ru; +7-915-101-03-46.
Вход на выставку бесплатный, по предварительной записи.

Александр Жерноклюев
Родился в 1961 году в г. Николаев на Украине. В 1982—1986 гг. г. учился в Симферопольском художественном училище им. Н. С. Самокиша на живописном отделении. В 1990-го по 1998-й годы художник живет и работает в Феодосии, с 1998 года – в Москве.
Работы Александра Жерноклюева находятся в музейных собраниях:
Национальный художественный музей Украины (Киев)
Национальный музей современного искусства Сербии (Белград)
Музей истории и религии в Киево-Печерской лавре
Музей им. А.С. Грина (Феодосия)
Российский фонд культуры
Русский художественный музей (Санкт-Петербург)
Mizel Museum (Denver, USA)
Белгородский художественный музей,
в российских и зарубежных частных коллекциях.

Фонд развития русской культуры «Крафт-Павлова» (Москва) www.kraft-pavlova.com основан Уолтером и Еленой Крафт в 2009 году, для поддержки и развития современного искусства во всех его формах. Одно из приоритетных направлений работы Фонда – организация и проведение культурных проектов в России (как в собственной галерее, так и на партнерских площадках) и за рубежом. Среди последних проектов фонда – фотовыставка, посвященная Эрнесто Че Гевара и выставочный проект, представляющий работы современных авторов, посвященные футболу «The Ball In Art/ Мяч в искусстве», прошедший во время Чемпионата мира по футболу в Медиацентре парка «Зарядье».

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий