Внимание!!! “КОЛЛЕКЦИОНЕР ИКОН” присоединяется к сервису Bidspirit

Завтра 20.03 в 19:00 аукционный дом “Среди Коллекционеров” представляет аукцион “СОВЕТСКИЙ КОЛЛЕКЦИОННЫЙ И АВТОРСКИЙ ФАРФОР”

Открывает каталог аукциона творческое наследие Государственного (бывш. Императорского, позднее — Ленинградского) фарфорового завода. В этом разделе вы можете найти декоративные вазы, блюда и тарелки, плакетки, чайные пары, скульптуру и другие изделия, выполненные  на предприятии самыми яркими скульпторами и художниками, создававшими новый — революционный советский фарфор: Н. Я. Данько, С. В. Чехониным, М. М. Адамовичем, Н. С. Благовещенской-Васильяновой, К. С. Рыжовым, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и др. Работы этих авторов  являются желанной находкой для любителей раннего советского «белого золота». Декоративная тарелка с агитационной надписью «Упущение времени — смерти безвозвратной подобно» (лот № 3) расписана живописцем по фарфору Надеждой Сергеевной Благовещенской-Васильяновой (1881–1967), исполнявшей росписи изделий на Государственном фарфоровом заводе в 1920–1930-е гг. Н. С. Благовещенская училась в Рисовальной школе ОПХ, с 1906 г. участвовала в выставках. В кон. 1930-х гг. она ушла с завода и позднее работала реставратором икон в мастерской при ГРМ, что привело к забвению её имени как художника по фарфору (в авторитетных каталогах появилось даже упоминание о её смерти в 1943–1944 гг.). Произведения художницы хранятся в Государственном Русском музее, Музее-усадьбе «Кусково».
Выделим скульптурные работы и декоративные изделия ведущего скульптора-фарфориста ГФЗ–ЛФЗ Наталии Яковлевны Данько, автора фигур «Работница, вышивающая знамя», «Матрос», «Милиционерка», «Грузчики», «Голод», «Вацлав Нижинский в балете «Видение розы»», «Анна Ахматова», «Мейерхольд», шахмат «Красные и белые» и др. фигур, ставших настоящей энциклопедией жизни Советской России в фарфоре. После отъезда В. В. Кузнецова из Петрограда (он работал на ИФЗ–ГФЗ с 1914 по 1919 гг.) единственным штатным скульптором предприятия была Н. Я. Данько, ученица В. В. Кузнецова. Она стала основоположником советской фарфоровой пластики. Помимо её отдельных изделий и серий фигур, выпускались также скульптурные произведения мастеров, работавших на ГФЗ–ЛФЗ эпизодически и сосредоточивших своё основное внимание на других видах и жанрах искусства. В каталоге аукциона опубликовано несколько работ «скульптора в красном халате», создававшей свои работы на ИФЗ–ГФЗ, начиная с периода Первой мировой войны и до начала Великой Отечественной войны:  «Плясунья» (лот № 4, 14), «Красная пешка (Жнец)» (лот № 6), «Красноармеец на коне» (лот № 61), горчичница «Старуха» (по модели 1918 г., кон. 1940-х гг., лот № 93), маслёнка «Широкая масленица» (по модели 1919 г., кон. 1940-х гг., лот № 94), фигура, изготовленная к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939  г. — «Украинец с арбузами» (по модели 1939 г., 1949 г., лот № 85). К 50-летию Октябрьской революции  на Ленинградском фарфоровом заводе были выполнены знаковые скульптурные композиции Н. Я. Данько «Матрос со знаменем» (лот № 272) и «Работница, вышивающая знамя» (лот № 273). Этот вид коллекционного материала также представлен в частных коллекциях. Среди известных примеров — собрание Альберто Сандретти, описанное в сер. 1920-х гг. известным искусствоведом Лидией Владимировной Андреевой.
На мартовских торгах предлагается редкая работа ученика Н. Я. Данько и А. Т. Матвеева — Н. А. Кольцова «Рыбак с сетью и золотой рыбкой» (лот № 49). Скульптор более известен публиковавшимися в литературе работами «Женитьба», «За туалетом», «Лайка», «Олень», «Кошка», «Обнажённая женщина с барсом». «Рыбак с сетью и золотой рыбкой», созданный в 1937–1939 гг., встречался на антикварном рынке и публиковался без росписи.
На аукционе «Среди коллекционеров» представлены декоративные чайные пары, выпущенные по рисунку графика, члена объединения «Мир искусства», художественного руководителя ГФЗ Сергея Васильевича Чехонина. Значительное место в его творчестве занимали орнаментальные и фантазийные цветочные мотивы, отличавшиеся высоким мастерством исполнения, изысканностью рисунков и орнаментов (лоты № 7 и 46).
К редким и интересным образцам агитационного искусства относится авторская чайная пара «НЭП (Антиалкогольная)», созданная Трифоном Захаровичем Подрябинниковым (1887–1974) на Бронницкой фарфоро-фаянсовой фабрике «Пролетарий» (1929 г.; лот № 13). Из автобиографии художника, написанной им в ноябре 1971 г., известно, что родился он в Житомире в старообрядческой семье, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, студиях Харламова, Юона, Машкова, был участником Первой мировой войны. В 1923 г. в школе фабрично-заводского ученичества при Барановском фарфоровом заводе он «страстно увлёкся фарфором», а сам Барановский завод стал для него «институтом прикладного искусства».  За долгую жизнь Т. З. Подрябинников работал, помимо уже упоминавшегося Барановского завода (1923–1927), на Волховской фарфоро-фаянсовой фабрике «Коминтерн» (1927–1928), заводе «Пролетарий» (1929 г.), Дмитровском (1929–1934), Дулёвском (1934–1936) фарфоровых и Конаковском (1936–1947) фаянсовых заводах. С 1930 по 1965 гг. регулярно участвовал в художественных выставках разного уровня, в 1954 г. опубликовал издание «Мой опыт росписи фарфора и фаянса растворами солей», после 1965 г. ушёл в литературную деятельность и работал над книгами о Барановском, Дмитровском и Волховском предприятиях. Произведения Т. З. Подрябинникова хранятся в ГИМ, Музее-усадьбе «Кусково», Тверской областной картинной галерее и др. Представленная на аукционных торгах чайная пара была опубликована в журнале «Керамика и стекло» (1930 г., № 6) и, согласно сведениям из автобиографии Подрябинникова, один из выпущенных экземпляров хранится в Государственном историческом музее.
Довоенное Дулёво представлено интересными коллекционными изделиями: блюдом с изображением цветов, выполненным «кузнецовским» мастером В. П. Мысягиным (лот № 34), сахарницей «20 лет Великой революции», декорированной профильными портретами вождей и Государственным гербом образца сер. 1930-х гг., представляющим 11 союзных республик (лот № 43), юбилейным блюдом «Да здравствует советская молодежь! XX лет ВЛКСМ» (лот № 55) и др. Роспись декоративного блюда «В горах»  (лот № 58) создана ещё одним представителем старого «кузнецовского поколения» Михаилом Петровичем Кротовым. Мастер специализировался на растительных и цветочных мотивах, натюрмортах из фруктов и овощей, умело создавал на фарфоре композиции в духе новой советской истории. Более десяти лет назад на антикварном рынке проходили его декоративные тарелки «Сталин» и «Встреча с товарищем Сталиным» (по мотивам книги лётчика-испытателя Г. Ф. Байдукова). Запоминающиеся работы М. П. Кротова, умершего в военные годы, редко встречаются на рынке произведений искусства.
Особое место в фарфоровой пластике тридцатых годов занимают анималистические скульптуры, к которым примыкали фарфоровые фигуры т. н. «юннатской серии», изготовлявшиеся на предприятиях с 1930-х по нач. 1960-х гг. Они выпускались массовым тиражом на Государственном (Ленинградском), Дулёвском и Дмитровском фарфоровых заводах, но в наши дни стали редкостью. В жанре анималистики работали В. И. Блохин, Н. А. Кольцов, Б. Я. Воробьев, И. И. Ризнич, В. А. Ватагин, А. Г. Сотников, П. М. Кожин, хрестоматийные юннатские образы создала Т. Кучкина, Г. Столбова и С. Велихова. Весенний аукцион «Среди коллекционеров» демонстрирует широкий охват этого коллекционного материала и его высокий художественный уровень.
В современных частных городских и дачных интерьерах привлекают внимание живописные чайники с орнаментальной, цветочной и «ситцевой» росписью, произведённые в советский период. Редкий образец чайника с нежной цветочной росписью на голубом фоне, изготовленного на Рыбинской (Первомайской) фабрике в годы первой пятилетки, будет представлен на нашем аукционе (лот № 12).
Завершая обзор  раздела «Ранний советский фарфор и фаянс. 1917–1941», отметим ещё несколько лотов. Первый — это авторская сахарница, ранняя довоенная работа Алексея Викторовича Воробьевского (1906–1992),  выполненная на ЛФЗ в 1931 г. (лот № 18). С 1926 г. и до конца жизни он работал на Государственном (Ленинградском) фарфоровом заводе. Коллекционеры, посещавшие наши предыдущие торги в 2017–2018 гг., могли приобрести авторские чайные пары «10 лет Революции», собственноручно созданные А. В. Воробьевским на заводе в 1927 г. В своей автобиографии, написанной в сер. 1960-х гг., А. В. Воробьевский писал об особенностях своей художественной практики: «Первый период многие считают более ювелирным и нежным в моём творчестве. Здесь сказалось влияние Чехонина, Кобылецкой. Они всегда были моими учителями».
На аукционе представлена ранняя композиция скульптора Сергея Семёновича Алёшина (1886–1963), работы которого практически не появляются на антикварном рынке (лот № 8). Он учился в Строгановском училище у Н. А. Андреева, позднее преподавал в МИПИДИ и стал педагогом-наставником для многих известных отечественных скульпторов: Евгении Ильиничны Гатиловой, Маргариты Евгеньевны Пермяк, Нины Ивановны Жилинской.
В этом же разделе располагаются полезные для библиофилов в утилитарном плане лоты — букенды (упоры для книг) «Богатыри» (лот № 15, 16), исполненные в гжельской керамической артели в 1930-е гг. по модели художника-керамиста и педагога Бориса Николаевича Ланге (1888–1969). В 1930-е гг. он преподавал в Москве в техникуме им. М. И. Калинина. Среди его студентов были будущие скульпторы Аста Давыдовна Бржезицкая, Ефим Аронович Гендельман, Мария Ивановна Кожина, художник по фарфору Клавдия Николаевна Паникова, с теплотой вспоминавшие о нём и его методе преподавания спустя годы. Затем Б. Н. Ланге работал в Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ) — подлинной кузнице кадров специалистов для работы на фарфоро-фаянсовых предприятиях и дал, по выражению В. А. Ватагина, «путёвку в искусство» молодому скульптору Ольге Михайловне Богдановой, создававшей с нач. 1950-х гг. свои произведения на Дулёвском фарфоровом заводе (несколько замечательных её работ предлагается на аукционе). Модные в первой половине XX века предметы — упоры для книг (букенды) — редко появляются на антикварном рынке. На прошедших торгах «Среди коллекционеров» продавался букенд «Подавальщица», изготовленный скульптором Александром Николаевичем Златовратским. Сын писателя-народника Н. Н. Златовратского, ученик С. Т. Коненкова, один из основоположников Общества русских скульпторов, он создал единственный предмет в материале фарфор — уже упоминавшиеся выше букенды.
После окончания Великой Отечественной войны страна переживала возрождение. Мастера-создатели скульптуры малых форм на Ленинградском, Дулёвском, Дмитровском фарфоровых и Конаковском фаянсовом заводах создавали значительные художественные произведения, посвящённые основателям русского государства, событиям военных лет, героической стойкости и победе русского народа над врагом. В 1947 г. скульптором Дулёвского фарфорового завода А. Д. Бржезицкой выполнен бюст первого российского императора Петра I (лот № 82) и проект памятника Юрию Долгорукому (лот № 98), изготовленный автором к празднованию 800-летия основания Москвы. На торгах предлагаются два варианта композиции «Воззвание Козьмы Минина» П. М. Кожина, посвящённой сбору средств среди населения на организацию народного ополчения для борьбы с польскими захватчиками (1947 г. лот № 96, 97). Двумя годами ранее Павел Михайлович Кожин создал в фарфоре произведение «Победа Александра Невского» (лот № 99). Работа символически сближала разгром рыцарей в средневековье с Победой в 1945 г. Решающее сражение с рыцарями Тевтонского духовно-рыцарского ордена (он же — орден дома св. Марии Тевтонской в Иерусалиме) произошло 5 апреля 1242 г. и закончилось разгромом рыцарей на Чудском озере, заключением мирного соглашения, по которому распространители католической версии христианства отказывались от захваченных русских земель. Тевтонский орден, основанный в 1190 г. существует в той или иной форме уже более восьми столетий, в том числе и в наши дни (резиденция великого магистра располагается в Вене). Деятельностью ордена активно интересовались немецкие нацисты, которые считали себя продолжателями его дел, политики «Натиск на Восток» и претендовали на владения и другое материальное имущество ордена, национализировав его после захвата Австрии и Чехословакии.
В кон. 1940-х – нач. 1960-х гг. появляются скульптуры на тему детства и укрепления советской семьи, русских народных сказок, театральной жизни и цирка. Они широко представлены на аукционе «Среди коллекционеров». Узнаваемы композиции Марии Петровны Холодной, работавшей (с небольшими перерывами) на Конаковском фаянсовой заводе с сер. 1930-х гг. по 1957 г.: «Юный футболист», «Снежная баба (Девочка со снеговиком)», «Огородник (Мальчик с овощами)», «Ветерок». Привлекает внимание своим исполнением и размерами масштабная авторская работа С. М. Орлова «Сказочный остров (Шабаш)» (лот № 72). Популярны в среде коллекционеров работы Галины Сергеевны Столбовой и Софьи Борисовны Велиховой, иллюстрирующие тему счастливого материнства и детства. Г. С. Столбова с целью достоверного изображения дошкольников неоднократно посещала детский сад, знакомилась с жизнерадостными и общительными малышами. Она создавала в фарфоре маленьких ребят, овладевающих необходимыми гигиеническими навыками, юннатов и участников первомайских демонстраций. «Материнство» — одна из редких работ Г. С. Столбовой, входящих в серию «Счастливое детство», выпущенная в 1961 г., представлена на наших мартовских торгах (№ 248). Большинство её тиражных работ выходило в росписи Елизаветы Николаевны Лупановой, работавшей на Ленинградском фарфоровом заводе с 1938 г.
Среди редких фигур, отражающих тему музыки в фарфоре, композиция К. С. Рыжова «Виолончелист Бурдин», выполненная на ЛФЗ в 1940-е гг. (лот № 67). Казимир Станиславович Рыжов (1897–?) более известен созданными им на ЛФЗ фигурами «Ликбез», «На страже: враг не пройдёт!» и  «Пограничник», пропагандирующими тему охраны государственной границы. После 1936 г. К. С. Рыжов был художественным руководителем керамического предприятия в Гжели. Его произведения можно встретить в собрании ВМДПНИ, Музея-усадьбы «Кусково», в Елагиноостровском музее. Самое значительное количество работ Рыжова хранится в собрании отдела «Императорский фарфоровый завод» Государственного Эрмитажа.
На Ленинградском заводе фарфоровых изделий в 1960-е гг. выпускалась тиражная фигура с изображением двух девушек, исполняющих русские народные частушки (лот № 233). Автором работы была скульптор Тамара Андриановна Фёдорова, известная в кругах коллекционеров композициями «Девочка под зонтом», «Переезд», «Листопад», «Малыш с куличиком» и др. На стыке жанров находится яркая и запоминающаяся скульптура Евгении Ильиничны Гатиловой «Клоунада (Цирковое трио)» (лот № 276).
Музыкальную тему на аукционе продолжает работа Асты Давыдовны Бржезицкой «Мадригал», созданная по модели 1969 г. (лот № 280). Экземпляры упомянутой работы хранятся в Музее Дулёвского фарфорового завода (вариант композиции), Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Мадригал, как музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, появился в эпоху Ренессанса в творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо и др. Жанр получил развитие в Италии как вокальная пьеса для четырёх–шести голосов, а также на территории Германии и Англии XVI–перв. пол. XVII вв. Возрождение интереса к нему относится к кон. XIX в., появляются современные сочинения с названием «итальянский мадригал», в других случаях слово «мадригал» указывало на изысканность и лиричность исполняемой композиции. Среди композиторов в этом жанре отметились И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Г. Шнитке и др.
Ленинградский фарфоровый завод и после окончания Великой Отечественной войны оставался ведущим предприятием отрасли. Одним из лотов нашего аукциона является ранняя послевоенная работа Алексея Викторовича Воробьевского (1906–1992) — ваза «Русские народные узоры» (лот № 118), созданная в первое пятилетие после возвращения его из немецкого плена, затем лагеря НКВД на Ленинградский фарфоровый завод. В автобиографии А. В. Воробьевский писал: «Я изменил характер росписи перед войной и особенно после войны — стал делать вещи более яркими. Так появились большие вазы с экзотическими пейзажами, а также сказочные сюжеты… Появились мотивы из русской народной орнаментики — много сервизов, тарелок и чашек с росписью на эти темы… Эти вещи ценили на заграничных выставках как национальный русский фарфор». Интересно сравнить предметы, расписанные Воробьевским в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг., и вещи втор. пол. 1930–1950-х гг.
Творческие коллективы Дулёвского и Дмитровского фарфоровых заводов создавали декоративные вазы, блюда, отдельные фигуры и серии, фарфоровые миниатюры, заслуживающие внимания коллекционеров. Среди скульпторов и художников бывшего завода Гарднера (Дмитровской фарфоровой фабрики, позднее Дмитровского фарфорового завода), выполнявших свои произведения во втор. пол. XX в., в аукционном каталоге представлены Н. А. Максимченко, С. Я. Ковнер, К. В. Горбашова, Т. В. Андрианова, К. В. Попова, О. С. Артамонова, Е. Г. Морозова-Эккерт и др. Значительным количеством работ на торгах представлено творчество Б. Е. Калиты.  Из личного собрания Н. Н. Ганрио, Ю. Б. Ганрио, И. В. Ганрио происходят авторские декоративные тарелки, блюда, вазы, конструктивные и необычные посудные формы, приборы и комплекты, мелкая пластика.
Одним из ведущих заводов, в части создания жанровой скульптуры на актуальные для советского государства темы, с кон. 1940-х гг. стал Дулёвский фарфоровый завод, где работали такие известные скульпторы, как: А. Д. Бржезицкая, автор замечательных отдельных произведений и скульптурных сюит на литературную и театральную темы, связанных общей идеей, театральной площадкой, постановкой или личностями актёров, О. П. Таёжная, П. М. Кожин, О. М. Богданова, Г. Д. Чечулина, Н. А. Малышева, Е. И. Гатилова, А. Г. Сотников и др. Их работы представляют зрителю образы и оптимизм послевоенного поколения, героев и антигероев эпохи. Редко на антикварном рынке попадаются работы скульптора Дулёвского фарфорового завода Николая Павловича Пустыгина. Он известен своими портретными бюстами и скульптурами А. С. Пушкина, Н. А. Островского, П. И. Чайковского, А. В. Суворова, В. В. Маяковского, Ф. Дзержинского. На торгах его творчество представлено бюстом Шота Руставели (лот № 65) и анималистикой «Лисёнок» (№ 106). Обращаем внимание на произведения скульптора, конструктора форм, художника по фарфору Тамары Ивановны Воскресенской (1914–1986), выпускницы МИПИДИ (1940–1947), работавшей на Дулёвском фарфоровом заводе с 1956 по 1970 гг. Коллекционерам она более известна как автор форм сервизов и посудных наборов (в т. ч. встречающегося на антикварном рынке сервиза «Зоопарк»). На аукционных торгах она представлена ранней работой — декоративной фруктовницей с фигурой цапли (1957 г., лот № 204), скульптурой «Урожай (Девушка с колосьями)» (1964 г., лот № 263). Работы Воскресенской экспонировались на международных выставках в Познани, Вене, Брюсселе, Париже, хранятся в Музее-усадьбе «Кусково», Музее Дулёвского фарфорового завода, Алтайском краевом музее изобразительного искусства г. Барнаула, Пермской художественной галерее и др.
1960-й год по решению ООН стал «Годом Африки». В процессе деколонизации на карте мира появилось 17 новых суверенных государств (позднее большинство из них изменили свои названия): Бельгийское Конго, Берег Слоновой Кости, Британское и Итальянское Сомали, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Камерун, Конго, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Нигер, Убанги-Шари, Сенегал, Того, Чад, Нигерия. На отечественных фарфоровых и фаянсовых предприятиях выпущена серия работ, посвящённой теме свободной Африки, её традиционной культуре и быту. На аукционе представлены две работы Галины Дмитриевны Чечулиной «Утро Африки» (лот № 220) и «Африканка с сосудом» (лот 245). Примыкает к этой теме раннее произведение Людмилы Григорьевны Добровой, работы которой практически не появляются на антикварном рынке, — изображение юной сидящей девушки с земным шаром, находящимся на её ладони (лот № 268).
Представлена значительная подборка авторских произведений, созданных в 1980-1990-е гг. и на современном этапе развития искусства. Декоративные изделия, композиции, мелкая пластика, плакетки, медальоны и другие работы, выполненные в мастерских скульпторов и художников в советский период и не предназначавшиеся для тиражирования на предприятии, позволяют определить темы и сюжеты, которые были наиболее близки автору, его восприятию жизни и творчества.

В пятницу 22.03 в 20:00 “КОЛЛЕКЦИОНЕР ИКОН” проведет закрытие онлайн-аукциона 1 (Топ лоты: Иконы Казанской Богоматери)
Закрытие пройдет в автоматическом режиме реального времени.

Внимание!!! В субботу 23.03 пройдут 2 аукциона:

В субботу 23.03 в 16:00 “Аукционный дом №1” представляет аукцион “Живопись, ДПИ (1 сессия). Советское неофициальное искусство (2 сессия)”  

В субботу 23.03 в 19:00 аукционный дом Литфонд представляет аукцион “ArtLitFond XXI-XXII. Contemporary and Future Art”

В понедельник 25.03 в 19:00 “Галерея старины и искусства ДеПутти” проведет закрытие онлайн-аукциона “Китай, фарфор, редкости, диковины, советские артефакты, космос, авиация, спорт, автографы, журналы, фото”
Закрытие пройдет в автоматическом режиме реального времени.

В четверг 28.03 19:00 “Галерея «КВАРТА»” проведет закрытие онлайн-аукциона “Живопись и графика русских советских художников 20 века, антикварные книги и журналы до 1940 года”
Закрытие пройдет в автоматическом режиме реального времени.

В субботу 06.04 в 18:00 по Москве аукционный дом Helios(Нью-Йорк) представляет аукцион “АНТИКВАРНОЕ ОРУЖИЕ, ОРДЕНА, МЕДАЛИ”

Регистрация на торги открыта на сайте bidspirit.com

С уважением,
Александр Киселевский
Президент Bidspirit
*1812 (Бесплатно с мобильных телефонов всех операторов)
+79197630176

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий