В Государственном историческом музее открылась
выставка гравюр Дюрера
из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии

В представленном проекте сценография выставки стала важной составляющей в раскрытии замысла куратора. Архитекторы постарались выдержать баланс между сдержанностью монохромных гравюр Дюрера и зрелищностью театральной постановки.

«В 1528 году Эразм Ротердамский писал о Дюрере: «…чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека…» Поэтому я предложила архитектору выставки создать такую среду для его произведений, которая помогла бы раскрыть художественный язык великого мастера во всей полноте», – поделилась своим видением куратор выставки Наталья Углева.

Архитектор и основатель бюро Planet9 Агния Стерлигова: «Главной отправной точкой для визуального воплощения кураторской концепции стало само творчество великого мастера эпохи Возрождения. Инсталляции, представленные в залах, вдохновлены заданным художником контекстом. Они становятся своего рода тотемами, заключая в себе смысл каждой из глав повествования и транслируя его на уровне ощущений и ассоциаций».
Так, например, комета с гравюры «Меланхолия I», являвшаяся во времена художника предвестником чего-то дурного, неким тревожным знамением, навела архитекторов на мысли о космогонических мифах и лунном затмении, а отчужденность и холодность космического пространства определила выбор горячекатанной стали в качестве акцентного материала в первом зале. Традиционная техника производства резцовой гравюры на медной шлифованной доске, в которой, в том числе работал мастер, закрепила металлы золотистых оттенков в статусе основной фактуры экспозиции. И поскольку в задачу архитекторов входило и звуковое оформление экспозиции, мы добавили к пространственному измерению еще и саунд дизайн, который дает дополнительную драматургию проекту. Поэтому к инсталляции с небесным телом было решено добавить звук одинокой капли, падающей словно с вековых сталактитов в глубокой гулкой пещере, чтобы усилить ощущение вечности, безвременья космического пространства.
Валежник, неизменный атрибут крестьянского быта, символизирует хлопоты персонажей с гравюр Дюрера, проводящих свои дни в неизбывных трудах. Дополняет инсталляцию шелест колышущихся листьев как некий пасторальный мотив, звук крестьянских будней, проходящих в трудах, звук гуляющего в полях ветра. Драпировки сакрального одеяния Богоматери повлияли на пластику стены, она словно вторит рассказу, развернутому в серии копий Маркантонио Раймонди.
Характерные нимбы святых в серии работ «Размышляя о священном» нашли отражение в перекрестных сияющих лучах, складывающихся в центре зала в циклопическую небесную арфу. Звуковое сопровождение в виде легкого перезвона хрустальных колокольчиков кажется музыкой незримых ангелов, как бы доносящейся из небесной выси.
Плотность и жесткость штриха в серии «Гравированные страсти» созвучна спутанным нитям в подпотолочном пространстве, а их багряный цвет накаляет атмосферу зала, побуждая зрителей сопереживать тяготам Христа.
Тема судьбы, фатума, блуждания человеческой души в мирской суете была интерпретирована нами как хаотичный лес колонн, создающий эфемерное препятствие на пути зрителя. Столбы, расставленные в зале, буквально заставляют его петлять, словно между деревьев. Ощущение этого мистического леса усиливается стрекотом цикад и зловещим уханьем совы. Зависшие в невесомости камни олицетворяют останки, сохранившиеся после взрыва небесного светила. Инсталляция словно фиксирует момент полного распада материи, уходящей из-под ног земли и надежды на новое начало. А звуки схода снежной лавины и рассыпающейся горной породы вторят застывшим в воздухе каменистым глыбам….
Напомним, что на выставке в Историческом музее представлено более 120 гравюр мастера, включая самые известные – «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана», а также серия «Апокалипсис» из пятнадцати листов иллюстрирующих последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова».
Также в экспозиции впервые представлены гравюры Альбрехта Дюрера из собрания Исторического музея, среди которых такие известные как «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье». Произведения великого мастера сопровождаются работами его современников, которые копировали его гравюры и предметами декоративно-прикладного искусства, созданными в Германии на рубеже XV-XVI вв. из собрания ГИМ.

Куратор выставки: Наталья Углева
Архитекторы: Агния Стерлигова, Елена Рассадина, бюро Planet9

Фотографии экспозиции по ссылке: https://yadi.sk/d/rs4eKRUihCHVpQ

Автор фото: Василий Буланов, Planet9

 

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий