С 19 февраля 2021 г. Российском этнографическом музее можно увидеть более ста уникальных экспонатов на выставке «Вплетая нить судьбы в ковер… Декоративно-прикладное искусство Азербайджана в собрании Российского этнографического музея».

Выставка представит уникальные образцы культуры Азербайджана из собрания Российского этнографического музея и результаты совместных исследований российских и азербайджанских специалистов. Среди экспонатов выставки более 40 ковров и ковровых изделий предмет национальной гордости и выдающийся феномен культуры азербайджанцев, а также другие произведения декоративно-прикладного искусства Азербайджана. Большинство ковров изготовлены во второй половине XIX – первом десятилетии ХХ века. Наиболее ранним и уникальным образцом является ворсовый ковер «Сураханы», изготовленный в конце XVIII века в Баку. Впервые будут представлены многие образцы вышивки, набойки, чеканки по меди, образцы женской одежды Азербайджана.

Представляемая посетителям музея выставка подготовлена в рамках культурного сотрудничества Российской Федерации и Азербайджанской Республики. Партнером петербургского музея выступает Азербайджанский национальный музей ковра в Баку.
Коллекции Российского этнографического музея, посвященные культуре азербайджанского народа, начали поступать в музей с 1904 года. Основными их собирателями в начале ХХ века были К.А. Иностранцев, А.А. Миллер, К.З. Кавторадзе, в 1940–1990 годы – Э.Г. Торчинская. На сегодняшний день коллекционное собрание музея насчитывает почти три тысячи предметов по культуре азербайджанцев.
Для экспонирования на выставке были отобраны предметы художественного творчества, характеризующие определенный срез культуры азербайджанского народа, яркой и богатой во всем ее многообразии. Вниманию посетителей предлагаются типичные для народного искусства образцы изделий из декорированной шелковой ткани, орнаментированная медная посуда, ювелирные изделия. Основной темой экспозиции является ковродельческое искусство, которое своей красочностью и сложной символикой орнаментального рисунка вызывает всеобщий интерес.
Каждая категория представленных предметов отличается только ей присущими традиционными орнаментальными композициями, но в то же время содержит и общие мотивы, такие как изображения птиц, растений из цветущего сада, небесных светил, и, конечно, символ «бута», объединивший образы языков пламени и прорастающего зернышка миндаля.

Ковры и ковровые изделия
Ковроткачество относится к древним видам художественного ткачества изделий из шерсти, преимущественно овечьей. В основу развития коврового дела на территории Азербайджана были положены навыки этого промысла, распространенного у оседлого населения Южного Кавказа, народов тюркского мира, а также традиции городских мануфактур и домашнего производства оседлого и полукочевого сельского населения. Промыслу способствовали благоприятные природно-климатические условия, обеспечивавшие успешное разведение овец, направленное на получение качественной шерсти, выращивание хлопка и марены. Кроме того, обилие дикорастущих растений давало возможность получения натуральных красителей, стойких и разнообразных по цвету.

Горцам и жителям полупустынь и степей ковры были нужны для обустройства жилища, что нашло отражение в азербайджанской пословице: «Мой дом там, где расстелен мой ковер». К тому же, часть домашней утвари, в частности емкости с удобными мягкими стенками (сундуки-мафраши, мешки, сумы и сумки) для домашних предметов и некоторых продуктов также делали из коврового материала. Особенностью ковра и ковровых изделий, сделавшей их самобытно-яркими образцами народного искусства, является их узорность, которая, будучи зависимой от технологии производства ворсового (узелкового) и безворсового (гладкотканого) ковра, образует законченную композицию. Ковер становится картиной, состоящей из множества символов.

Большинство ковров, представленных на выставке, были изготовлены во второй половине XIX – первых десятилетиях XX века. Самым «старинным» и единственным в своем роде образцом является ворсовый ковер Бакинской группы «Сураханы», изготовленный в конце XVIII века.

 

Художественные изделия из меди
Обычно в домашних хозяйствах медная утварь присутствовала в большом количестве, свидетельствуя о зажиточности семьи и украшая интерьер дома. Совершенство форм дизайна медной посуды вырабатывалось веками.
Центрами производства медных изделий в Азербайджане были Губа, Шемаха, Шуша и другие города, но особо выделялось селение медников Лагич, находящееся в северной части страны.

Представленные на выставке образцы медной посуды происходят из разных мест Азербайджана, однако изготовлены они были в этом знаменитом селении. Все предметы являются типичными для набора посуды каждого хозяйства: афтафа-леян (кувшин и тазик для омовения); сосуды, в которых приносили в дом и хранили родниковую воду; кувшины, куда наливали воду для подачи на стол, а также кружки и сферические чаши, предназначенные для питья; сярпуш – крышка для горячих блюд.

Художественные изделия из шелка.
Разведением шелковичного червя и первичной обработкой шелка занимались во многих сельских хозяйствах, в то время как шелкоткацкие мануфактуры находились в городах, где также существовали промыслы по набойке, крашению шелковых тканей. Вышиванием шелковыми и золотными нитями занимались девушки и молодые женщины, что являлось частью своеобразного досуга и формой поведения, отвечающим требованиям этикета. В г. Нуха (Шеки) процветал промысел мужской вышивки тамбурным швом шелковыми нитями.

Шелковые ткани составляли основу комплекса женской одежды, а также использовались для шитья предметов мужского костюма. Благодаря окрашенному шелку, узорности тканей и обилию украшений, азербайджанский женский костюм выглядел очень нарядно.

Особую категорию шелковых тканей представляют большие женские платки келагаи. Их ткали из некрученых нитей шелка и украшали набивным орнаментом, выполненным в технике холодного крашения с использованием приема резервирования, когда на первом этапе рисунок, выполняемый штампом, оберегался от закрашивания. Для достижения полихромности ткани красили несколько раз. С эпохи Средневековья изготовление келагаев выделилось в отдельное производство. Шелконабивных мастерских в городах Азербайджана было много, но с самого начала особенно выделялся поселок Баскал. Большинство келагаев в собрании РЭМ происходит именно оттуда.

Ювелирные изделия.
Традиционные ювелирные украшения являются неотъемлемой частью национального костюма, которые отражают не только вкусы населения, но также социальный и возрастной статусы, служат маркером локальной принадлежности их носителей.
На территории современного Азербайджана в XIX веке существовало несколько крупных центров ювелирного производства. Самыми известными из них были мастерские Баку, Шемахи, Шуши, Губы. Не случайно именно в Баку уже с 1863 года начинает работать пробирная палатка.

При изготовлении ювелирных изделий местные мастера применяли разные техники.
Среди представленных украшений имеются изделия, изготовленные с использованием тонкой филиграни из гладких или витых проволок, обычно без добавления зерни (либо с ее добавлением в незначительном количестве). Такую тонкую работу выполняли чаще всего из золота, реже из позолоченного серебра. Мастера работали в такой технике как в старые времена, так и в относительно недавние. Примером филиграни могут служить демонстрируемые серьги, выполненные в соответствии с давними традициями.

В собрании музея имеются многочисленные азербайджанские украшения с использованием монет. Это женские пояса, нагрудные украшения и браслеты. Монеты могли быть разного времени чеканки и разных стран. На предметах, демонстрируемых на выставке, имеются российские и персидские монеты. К тому же используемые монеты могли быть значительно старше самого изделия.
Особый интерес представляют мужские пояса. Такие пояса делали в Баку. Вместе с тем ареал их бытования не ограничивался Бакинской губернией, а был, конечно же, гораздо шире. Такой тип пояса в его классической форме сформировался к 1880-м годам.

На сайте музея доступна онлайн-коллекция ковровых изделий Азербайджана в собрании Российского этнографического музея и репортаж о монтаже выставки.

https://collection.ethnomuseum.ru/entity/ALBUM/1301955)

https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/sobytiya/montazh-novoj-vystavki-vpletaya-nit-sudby-v-kovr/)

https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/vystavki/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-azerbajdzhana/

Адрес: г. Санкт-Петербург, Инженерная ул. 4/1

 

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации их произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-89-88, info@artvesti.ru

Добавить комментарий