Recycle or die – Артвести
Menu

Recycle or die

Групповой проект Recycle or die объединяет работы 15 участников в разных медиа и посвящен темам ре- сайклинга, экологии, избыточного потребления и ток- сичных активов. Название звучит намеренно ульти- мативно, подобно слогану «Православие или смерть», и подразумевает два аспекта.

Первый — понятие «экология» стало неотъемлемой частью современной парадигмы, современной картины мира и имеет самый широкий спектр значений от эколо- гии окружающей среды, природы и планеты до экологии информации и экологии отношений. По сути, экология — это новая Этика, культура взаимодействия человека
с живыми существами, окружающим миром и информа- цией. В современном мире экология претендует на ста- тус абсолютной, универсальной этики, безразличной
к социальной, расовой, территориальной либо конфес- сиональной принадлежности. «Неэкологично» в теку- щем контексте равняется «неэтично». Поэтому человек,

живущий в настоящем, либо интегрирует новую этику в свою систему ценностей, либо исключает/ противопоставляет себя современному контексту.

Аспект второй — проект и авторские высказывания в нем не предполагают абсолютной серьезности экоактивиста, но содержат и элемент ироничного отношения к вере в безграничные возможности человека на все влиять и все изменять. По аналогии с тезисом известного стендап-комика Джор- джа Карлина: «The Planet is ne. The people are fucked», работы авторов могут быть амбивалентны, и в этом одно из принципиальных отличий искусства от экоактивизма.

Изобразительное искусство может работать с вопросами Этики, но основной его фокус смещен
на вопросы Эстетики. Художник часто занят конструированием и созданием автономного авторского мира, со своим узнаваемым языком, способами выразительности и собственной драматургией.

Фотографические серии Сергея Сапожникова – это современный эпос с героем внутри произведе- ния. Герой, как Лаокоон, перманентно пребывает в пластической борьбе с искусственно созданным автором ландшафтом из цветных надувных матрасов и прочего мусора, который в фотографиях, по аналогии со старой живописью, приобретает функцию пейзажа, портьер либо интерьера.

Основным предметом работ Ирины Кориной является «новая эстетика» предметного мира без героя, которую автор создает из антиэстетичных, дешевых и банальных материалов – от пластмассового строительного сайдинга и искусственных цветов до рисунка асфальта и плесени на надувных объек- тах и драпировках.

Медитативное движение камеры в постапокалиптических пейзажах в видеоинсталляции Аристарха Чернышёва выглядит как реплика из фильмов Тарковского и современная версия пасторального жанра. Но в 3D-анимации и с эмбиент-саундтреком. Автор не вмешивается, он просто смотрит.

Стрит-артист и архитектор по образованию Алексей Лука собирает использованные материалы и фактуры и создает из них пространственные композиции, вдохновленные конструктивизмом и русским авангардом, что экологично как прием и апеллирует к модернизму как корням современного искусства.

Александр Голынский создает яркие абстрактные объекты и скульптуры из утеплителя и цветной изо- ленты, как если бы в будущем-антиутопии все художественные магазины закрылись и остались бы только хозяйственные с материалами длительного хранения. Эти изоляционные материалы — еще и прозрачная метафора консервации и защиты искусства как идеи.

Мария Агуреева работает преимущественно в скульптуре. По словам автора, она начала включать в свои объекты из полимеров натуральные материалы после переезда в Лос-Анджелес, где острее чувствуется контакт человеческого тела с природой. Фрагменты обожженного дерева, ставшие частью работ, автор собирала после пожаров в национальных американских парках.

Художник Анна Титова назвала свою скульптуру из полимеров «Собака Павлова». Фигура искусственной собаки окрашена в экологичный зеленый цвет и в экспозиции выполняет роль тотемного и жертвенного животного одновременно.

Консультанты проекта по моде как важной составляющей современной культуры — бюро Superkiosk — представят программу апсайклинг и ресайклинг в сотрудничестве с российскими дизайнерами.

Новая работа Арсения Жиляева является частью проекта, посвященного исследованию воображаемо-
го культа будущего «Чернорабочий солнца», появление которого относится к периоду начала освоения ближайших к Млечному пути войдов. «В культе смешаны наслоения культуры разных веков — от массовой культуры предыстории до сверхтехнологичных психических техник постбудущего».

Акварели Дмитрия Ребуса — футуристичные по сюжетам и академичные по технике исполнения — вызы- вают ассоциации с психологически напряженными кинематографическими планами Дэвида Линча, где те- ряется граница между реальностью и вымыслом.

В живописи Марии Шаровой и Дмитрия Окружнова, которую можно отнести к жанру «новый пейзаж», заброшенные заводские цеха и библиотеки распадаются на пиксели, разрушаются и выстраиваются снова, в зависимости от расстояния и угла зрения, находятся в постоянном движении от энтропии к созиданию
и обратно.

Динамической парой живописи в экспозиции выступят объекты промышленного дизайна 70-х, зеркальные пиксельные панели авторства Neal Small, которого называли The Prince of plastic. Панели предоставлены галереей Lamps of 50–60–70s, которая дает вторую жизнь достойным объектам промышленного дизайна.

Выдуманная мифология Дуни Захаровой выстраивает нарратив, обращаясь к языческим корням, психиче- ским расстройствам и сексуальным перверсиям. Художница выступает здесь в роли шамана, совершаю- щего неизвестный ритуал, и обращается к силам природы. На видео можно услышать на якутском языке алгыс (обращение к духам) шамана во время камлания.

Хореографическая группа ZH V YU с перформансом «Сад», как менады, пытаются слиться с природой
и представить себя пальмой в оранжерее. Здесь стоит упомянуть, что Дионис — бог растительности, произ- водительных сил природы, вдохновения, религиозного экстаза, а также театра.

В центральной части экспозиции — инсталляция Егора Крафта «Двенадцать таблиц», историческим про- тотипом которой послужили первые римские Законы двенадцати таблиц, кодификация государственного закона от народа (lex publica), V век до н. э. Автор представляет современную, постоянно обновляющуюся версию законов интернета и защиты личных данных, подключенную к закрытым профессиональным ре- сурсам для программистов и хакеров. Либертарианский алтарь цифровых способов хранения и передачи информации.

И если в игровом режиме представить себе экспозицию как конструкцию условного храма, мы можем увидеть все иерархии служителей нового культа и различных его разновидностей — от космизма до языче- ских ритуалов. Ждем вас в политеистическом храме экологии.

Куратор Елена Баканова

 

О Галерее:

Пространство галереи ГУМ-Red-Line занимает 280 квадратных метров парадной стороны зда- ния, выходящего на Красную площадь. Помимо блестящей архитектуры Александра Померанце- ва, эти залы имеют еще и важное историческое прошлое: именно здесь в 1893 году открылась галерея Генриха Афанасьевича Брокара — зна- менитого московского парфюмера и собирателя. Выставки Брокара проходили почти десять лет

и превратили ГУМ — тогда Верхние торговые ряды — из престижного торгового центра в одно из самых популярных мест времяпровожде-
ния москвичей. Этому немало способствовали вошедшие в моду концерты и артистические вечера, которые завершили новый имидж торго- вого дома. Современное искусство нашло свое применение и в советском ГУМе: в начале 1920-х годов рекламу для магазина сделали Владимир Маяковский и Александр Родченко.

Поддерживая традиции прошлого, галерея ГУМ-Red-Line рассчитывает стать отправной точкой форми- рования нового культурного пространства, в котором посетители ГУМа смогут познакомиться с совре- менным искусством.

Для сегодняшней Москвы ГУМ — не только главный универсальный магазин, но и важнейшая точка туристического маршрута, пропускающая через себя за год более 30 000 000 человек. Это памятник архитектуры и одновременно комфортная зона отдыха, художественная галерея и место проведения культурных мероприятий.

Галерея открыта для посетителей ежедневно на 3-м этаже 1-й линии ГУМа с 10 до 22 часов.

Контакты: info@gum-red-line.ru, +7 (495) 620-33-89

Анна Свергун, Наталия Воробьева, Антон Мириманов
8 (905) 544-18-83 | 8 (916) 609-41-15 | artpr@svergun.ru | a.svergun@gmail.com

                 www.gum-red-line.ru

Leave a Reply