Здраствуйте! |
Совсем скоро мы выпустим Спецвыпуск №2 проекта Конспект.
В нём мы расскажем о том, |
- Сбылись ли прогнозы Нассима Николаса Талеба, Юваля Ноя Харари и других хэдлайнеров проекта “Конспект” в 2020 году?
- Как 2020 год изменил нашу привычную жизнь и мир вокруг?
- Какие инновации и тренды ожидать от 2021 года?
|
По традиции в спецвыпуске вы найдете эксклюзивную подборку текстов хедлайнеров «Конспекта» с 11 по 20 выпуски, доступные только для подписчиков рассылки. Поэтому, если вы еще не подписались на «Конспект», сделайте это сейчас, чтобы получить Спецвыпуск №2. |
Подписаться на «Конспект», чтобы не пропустить «Спецвыпуск № 2 |
Приятного чтения! |
|
|
|
Андрей Курпатов – психотерапевт, телеведущий и продюсер. Научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка, президент Высшей школы методологии, основатель Академии смысла. Среди клиентов: «Сибур», Microsoft и Х5 Retail Group. Книги Курпатова изданы тиражом более 5 млн экземпляров и переведены на 8 языков. Андрей рассказывает, как наш мозг иногда заманивает нас в ловушки, почему вам важно почаще спать и как знание основ работы мозга поможет создать успешный бизнес. |
|
|
|
Каждый стремится к достижению собственных целей. На пути к тому, чтобы стать успешнее и счастливее нас окружает множество инструментов для бизнеса и личной эффективности, но что насчет самого главного и уникального преимущества, которым мы располагаем – нашего мышления? |
Работа мозга, сознание, мыслительная деятельность – мы по-прежнему не так много знаем обо всем этом. Революцию в изучении того, как мы осознаем мир, совершил Иммануил Кант. Он изучил труды Николая Коперника и пришел к простому, но важному выводу. |
До Коперника люди были уверены, что планеты и солнце крутятся вокруг Земли. С этим знанием люди чувствовали себя прекрасно, ни у кого не возникало никаких вопросов. Потом резко все встало с ног на голову. Выяснилось, что мы живем на маленьком шарике, который крутится вокруг солнца. |
|
|
Тогда Кант сказал: «Дорогие друзья, вам кажется, что вы хорошо познали мир вокруг вас. На самом деле мы невероятно ограничены в понимании мира». Так возникло понятие трансцендентного – того, что находится за пределами нашего возможного понимания |
|
|
Многие уверены, что сознание и мышление – одно и то же, но это не так. Сознание – это ваш субъективный опыт. Мышление же всегда связано с решением конкретной задачи. |
В начале XX века в Вене только появились первые легковые автомобили, ДТП были редкостью. В центре города случилась авария, дело рассматривалось в суде. Но судья с трудом представлял, как работают автомобили и по какой причине они могут столкнуться между собой. |
Адвокаты додумались смоделировать ситуацию: сделали игрушечную улицу и с помощью игрушечных машинок показали судье, что произошло во время аварии. Когда философ Людвиг Витгенштейн прочел об этом в газете, он сказал: «В этом видна сущность истины». |
|
|
Мы всегда имеем дело с реальностью, а наше мышление создает ее модель. Модель – наш способ ориентироваться в реальности. Но, как известно, «карта не есть территория» |
|
|
Мы можем составить качественную детализированную карту, то есть модель, но сама территория наверняка будет сложнее и многограннее. За неизбежными неточностями модели кроются потенциальные ошибки в нашем восприятии реальности. |
Когнитивные искажения – это иррациональные шаблоны мышления, которые могут стоить особенно дорого в вопросах принятия бизнес решений. Ученые насчитывают около 200 когнитивных искажений и многие из них свойственны каждому человеку. Их можно разделить на 3 больших группы. |
- Искажения, обусловленные эволюционным развитием. Самое известное из этой группы искажение – “эффект владения”, описанный Тайлером, а затем Тверским и Каниманом. Суть эффекта в том, что вещь, которая вам принадлежит, оценивается вами примерно в 2 раза выше, чем такая же, но вам не принадлежащая.
- Ошибки, связанные с особенностями строения мозга. Типичный пример – «Ошибка выжившего». Два ваших знакомых заболели коронавирусом и быстро вылечились без каких-то последствий. И вы решаете: «Значит, это не опасно». Только вы не общались с теми, кто умер от вируса – ведь их нет в живых. Но делаете выводы без учета их ситуаций. Наш мозг считает что то, что мы видим и есть реальность.
- Ошибки, связанные с социокультурными факторами. Искажение заключается в восприятии других людей через призму собственного опыта, основываясь на идеологиях, предрассудках и стереотипах.
|
|
|
Вы думаете, что принимаете решения – на самом деле их принимает ваш мозг. Обрабатывает информацию, все взвешивает и выдает вам готовый результат. Все это без вашего сознательного участия |
|
|
Мышлению не нужно сознание. Вы можете потерять сознание или лечь спать, мыслительный процесс продолжится, мозг будет обрабатывать поступившую информацию. Именно поэтому сон важен – вы на какое-то время закрываете шлюз для поступления новых данных. Иначе мозг не будет успевать анализировать все, что вы в него загружаете. |
Проводился эксперимент: двум группам добровольцев дали изучить карточки с иллюстрациями. После этого одна группа ложилась спать, участники второй занимались чем угодно, главное, чтобы бодрствовали. Те, кто спали, вспомнили 85% просмотренных карточек. Кто бодрствовал – только 55%. |
Вам знакомо ощущение “умственной жвачки”, когда ваш мозг погружен в бесцельный процесс и генерирует бессмысленный мусор? Подобное “умственное блуждание” затрачивает очень много энергии, но если вы озадачены направленным мыслительным процессом, ваш мозг будет активно вам содействовать и искать решение, которое может прийти в любой момент. |
|
|
|
Впервые это описал мыслитель Анри Пуанкаре в статье “Математическое творчество”. Он четко описывает, что ему не удается решить задачу, когда он концентрируется над ней, но именно после предварительной бессознательной работы мозга он сталкивался с внезапным прозрением. |
Несмотря на то,что интеллектуальная работа во многом происходит на неосознанном уровне, каждому человеку свойственен свой подход к решению той или иной задачи. Но чем конкретно отличаются мыслительные стратегии людей друг от друга. |
|
|
К примеру есть задача и есть факты, связанные с ее решением. Все мы по-разному расположим эти факты. Существует, как минимум, три способа сделать это – это три типа мышления |
|
|
- Первый способ – построить «семейства» фактов. Главный факт, у него есть «подфакты», у них – свои младшие братья. Фокус на детализации и уточнении информации. Так делает Уоррен Баффетт. Назовем таких людей центристами
- Второй способ – создать структуру из фактов. Выделяем несколько ключевых фактов, все менее значимые раскидываем между главными, они окружают их, как астероиды – Сатурн. Этот тип мышления представляет Билл Гейтс, он – аналитик
- Третий способ – вывалить на лист бумаги фейерверк из фактов без всякой структуры. Любому со стороны покажется, что логики в их расположении нет вообще. Креативное, образное мышление – Стив Джобс, конечно. Таких назовем художниками
|
Центристы прекрасно видят суть вещей и взаимосвязи между ними. То есть это ответ на вопрос «Что?». Аналитики отлично выстраивают и упорядочивают процессы, здесь ответ на «Как это “что” проявляет себя?» Художники – про ценность. «Зачем это кому-то может быть нужно? Какая ценность во всем происходящем?». У нас есть нечто, оно как-то происходит, а художники отвечают на вопрос, зачем оно происходит. |
Одному человеку свойственен только один тип мышления. Но если объединить потенциал всех трех способов, можно создать по-настоящему сильный бизнес. |
|
|
|
Как, что и зачем – это три контура, по которым вы должны строить бизнес. Если изменения произошли в одном из контуров, два других тоже нужно трансформировать с учетом этих новшеств. Только системное мышление приведет к результату |
|
|
Первый контур – что представляет собой ваш бизнес. Ключевые характеристики: продукт, который вы производите, прибыль, которую вы собираетесь получить, и люди, с помощью которых вы хотите это сделать. Это суть вашего бизнеса. Если одного из элементов нет, это не бизнес, а что-то другое: развлечение, творческая амбиция и т.д. |
Дальше перемещаемся во второй контур – процессный. Как мы создаем продукт, как получаем прибыль, как настраиваем финансовую модель, чтобы бизнес внезапно не стал убыточным. Здесь инфраструктура и процессы. |
Дальше третий – внешний контур: «Зачем наш продукт нужен клиенту? Кто наш клиент?». Здесь маркетинг и позиционирование. |
Бизнес-мышление – это не то, что вы думаете и думает ваш мозг, это то, что вы способны сконструировать, используя механики мышления. Методология мышления и нейронауки являются ключевым конкурентным преимуществом современного руководителя и предпринимателя. |
|
|
Смотрите видео с полным выступлением Андрея Курпатова на платформе SYNERGY.ONLINE
|
Смотреть видео |
|
|
|
|
|
Зачем учёные выращивают человеческие мозги в лаборатории
|
|
Как нейробиологи смогли создать живой человеческий мозг в лаборатории и как это может помочь нам в будущем – в конспекте биолога, обозревателя и научного журналиста Илья Колмановского. |
|
|
|
|
Как тренировать мышление и осознанность
|
|
Николай Козлов, доктор психологических наук и основатель тренинг-центра «Синтон», рассказывает, как развивать мышление с раннего возраста, чтобы быть успешным в будущем, а также объясняет, что такое осознанность и как её достичь. |
|
|
|
|
Как приучить мозг вырабатывать гормоны счастья
|
|
Профессор философии Калифорнийского университета, писатель, основатель Inner Mammal Institute Лорретта Бройнинг рассказывает о том, как гормоны влияют на наш мозг, и что сделать, чтобы научить себя быть счастливым. |
|
|
|