Здраствуйте!
Совсем скоро мы выпустим Спецвыпуск №2 проекта Конспект.

В нём мы расскажем о том,

  • Сбылись ли прогнозы Нассима Николаса Талеба, Юваля Ноя Харари и других хэдлайнеров проекта “Конспект” в 2020 году?
  • Как 2020 год изменил нашу привычную жизнь и мир вокруг?
  • Какие инновации и тренды ожидать от 2021 года?
По традиции в спецвыпуске вы найдете эксклюзивную подборку текстов хедлайнеров «Конспекта» с 11 по 20 выпуски, доступные только для подписчиков рассылки. Поэтому, если вы еще не подписались на «Конспект», сделайте это сейчас, чтобы получить Спецвыпуск №2.
Подписаться на «Конспект», чтобы не пропустить «Спецвыпуск № 2
Приятного чтения!
Андрей Курпатовпсихотерапевт, телеведущий и продюсер. Научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка, президент Высшей школы методологии, основатель Академии смысла. Среди клиентов: «Сибур», Microsoft и Х5 Retail Group. Книги Курпатова изданы тиражом более 5 млн экземпляров и переведены на 8 языков. Андрей рассказывает, как наш мозг иногда заманивает нас в ловушки, почему вам важно почаще спать и как знание основ работы мозга поможет создать успешный бизнес.
Каждый стремится к достижению собственных целей. На пути к тому, чтобы стать успешнее и счастливее нас окружает множество инструментов для бизнеса и личной эффективности, но что насчет самого главного и уникального преимущества, которым мы располагаем – нашего мышления?
Работа мозга, сознание, мыслительная деятельность – мы по-прежнему не так много знаем обо всем этом. Революцию в изучении того, как мы осознаем мир, совершил Иммануил Кант. Он изучил труды Николая Коперника и пришел к простому, но важному выводу.
До Коперника люди были уверены, что планеты и солнце крутятся вокруг Земли. С этим знанием люди чувствовали себя прекрасно, ни у кого не возникало никаких вопросов. Потом резко все встало с ног на голову. Выяснилось, что мы живем на маленьком шарике, который крутится вокруг солнца.
Тогда Кант сказал: «Дорогие друзья, вам кажется, что вы хорошо познали мир вокруг вас. На самом деле мы невероятно ограничены в понимании мира». Так возникло понятие трансцендентного – того, что находится за пределами нашего возможного понимания
Многие уверены, что сознание и мышление – одно и то же, но это не так. Сознание – это ваш субъективный опыт. Мышление же всегда связано с решением конкретной задачи.
В начале XX века в Вене только появились первые легковые автомобили, ДТП были редкостью. В центре города случилась авария, дело рассматривалось в суде. Но судья с трудом представлял, как работают автомобили и по какой причине они могут столкнуться между собой.
Адвокаты додумались смоделировать ситуацию: сделали игрушечную улицу и с помощью игрушечных машинок показали судье, что произошло во время аварии. Когда философ Людвиг Витгенштейн прочел об этом в газете, он сказал: «В этом видна сущность истины».
Мы всегда имеем дело с реальностью, а наше мышление создает ее модель. Модель – наш способ ориентироваться в реальности. Но, как известно, «карта не есть территория»
Мы можем составить качественную детализированную карту, то есть модель, но сама территория наверняка будет сложнее и многограннее. За неизбежными неточностями модели кроются потенциальные ошибки в нашем восприятии реальности.
Когнитивные искажения – это иррациональные шаблоны мышления, которые могут стоить особенно дорого в вопросах принятия бизнес решений. Ученые насчитывают около 200 когнитивных искажений и многие из них свойственны каждому человеку. Их можно разделить на 3 больших группы.
  • Искажения, обусловленные эволюционным развитием. Самое известное из этой группы искажение –  “эффект владения”, описанный Тайлером, а затем Тверским и Каниманом. Суть эффекта в том, что вещь, которая вам принадлежит, оценивается вами примерно в 2 раза выше, чем такая же, но вам не принадлежащая.
  • Ошибки, связанные с особенностями строения мозга. Типичный пример – «Ошибка выжившего». Два ваших знакомых заболели коронавирусом и быстро вылечились без каких-то последствий. И вы решаете: «Значит, это не опасно». Только вы не общались с теми, кто умер от вируса – ведь их нет в живых. Но делаете выводы без учета их ситуаций. Наш мозг считает что то, что мы видим и есть реальность.
  • Ошибки, связанные с социокультурными факторами. Искажение заключается в восприятии других людей через призму собственного опыта, основываясь на идеологиях, предрассудках и стереотипах.
Вы думаете, что принимаете решения – на самом деле их принимает ваш мозг. Обрабатывает информацию, все взвешивает и выдает вам готовый результат. Все это без вашего сознательного участия
Мышлению не нужно сознание. Вы можете потерять сознание или лечь спать, мыслительный процесс продолжится, мозг будет обрабатывать поступившую информацию. Именно поэтому сон важен – вы на какое-то время закрываете шлюз для поступления новых данных. Иначе мозг не будет успевать анализировать все, что вы в него загружаете.
Проводился эксперимент: двум группам добровольцев дали изучить карточки с иллюстрациями. После этого одна группа ложилась спать, участники второй занимались чем угодно, главное, чтобы бодрствовали. Те, кто спали, вспомнили 85% просмотренных карточек. Кто бодрствовал – только 55%.
Вам знакомо ощущение “умственной жвачки”, когда ваш мозг погружен в бесцельный процесс и генерирует бессмысленный мусор?  Подобное “умственное блуждание” затрачивает очень много энергии, но если вы озадачены направленным мыслительным процессом, ваш мозг будет активно вам содействовать и искать решение, которое может прийти в любой момент.
Впервые это описал мыслитель Анри Пуанкаре в статье “Математическое творчество”. Он четко описывает, что ему не удается решить задачу, когда он концентрируется над ней, но именно после предварительной бессознательной работы мозга он сталкивался с внезапным прозрением.
Несмотря на то,что интеллектуальная работа во многом происходит на неосознанном уровне, каждому человеку свойственен свой подход к решению той или иной задачи. Но чем конкретно отличаются мыслительные стратегии людей друг от друга.
К примеру есть задача и есть факты, связанные с ее решением. Все мы по-разному расположим эти факты. Существует, как минимум, три способа сделать это – это три типа мышления
  • Первый способ – построить «семейства» фактов. Главный факт, у него есть «подфакты», у них – свои младшие братья. Фокус на детализации и уточнении информации. Так делает Уоррен Баффетт. Назовем таких людей центристами
  • Второй способ – создать структуру из фактов. Выделяем несколько ключевых фактов, все менее значимые раскидываем между главными, они окружают их, как астероиды – Сатурн. Этот тип мышления представляет Билл Гейтс, он – аналитик
  • Третий способ – вывалить на лист бумаги фейерверк из фактов без всякой структуры. Любому со стороны покажется, что логики в их расположении нет вообще. Креативное, образное мышление – Стив Джобс, конечно. Таких назовем художниками
Центристы прекрасно видят суть вещей и взаимосвязи между ними. То есть это ответ на вопрос «Что?». Аналитики отлично выстраивают и упорядочивают процессы, здесь ответ на «Как это “что” проявляет себя?» Художники – про ценность. «Зачем это кому-то может быть нужно? Какая ценность во всем происходящем?». У нас есть нечто, оно как-то происходит, а художники отвечают на вопрос, зачем оно происходит.
Одному человеку свойственен только один тип мышления. Но если объединить потенциал всех трех способов, можно создать по-настоящему сильный бизнес.
Как, что и зачем – это три контура, по которым вы должны строить бизнес. Если изменения произошли в одном из контуров, два других тоже нужно трансформировать с учетом этих новшеств. Только системное мышление приведет к результату
Первый контур – что представляет собой ваш бизнес. Ключевые характеристики: продукт, который вы производите, прибыль, которую вы собираетесь получить, и люди, с помощью которых вы хотите это сделать. Это суть вашего бизнеса. Если одного из элементов нет, это не бизнес, а что-то другое: развлечение, творческая амбиция и т.д.
Дальше перемещаемся во второй контур – процессный. Как мы создаем продукт, как получаем прибыль, как настраиваем финансовую модель, чтобы бизнес внезапно не стал убыточным. Здесь инфраструктура и процессы.
Дальше третий – внешний контур: «Зачем наш продукт нужен клиенту? Кто наш клиент?». Здесь маркетинг и позиционирование.
Бизнес-мышление – это не то, что вы думаете и думает ваш мозг, это то, что вы способны сконструировать, используя механики мышления. Методология мышления и нейронауки являются ключевым конкурентным преимуществом современного руководителя и предпринимателя.

Смотрите видео с полным выступлением Андрея Курпатова на платформе SYNERGY.ONLINE

Смотреть видео
Понравился “Конспект” – поделись этим письмом со своими друзьями!
Подпишись. Это круто!

Читать ещё

Зачем учёные выращивают человеческие мозги в лаборатории

Как нейробиологи смогли создать живой человеческий мозг в лаборатории и как это может помочь нам в будущем – в конспекте биолога, обозревателя и научного журналиста Илья Колмановского.
Читать далее ≫
Смотреть видео ≫

Как тренировать мышление и осознанность

Николай Козлов, доктор психологических наук и основатель тренинг-центра «Синтон», рассказывает, как развивать мышление с раннего возраста, чтобы быть успешным в будущем, а также объясняет, что такое осознанность и как её достичь.
Читать далее ≫
Смотреть видео ≫

Как приучить мозг вырабатывать гормоны счастья

Профессор философии Калифорнийского университета, писатель, основатель Inner Mammal Institute Лорретта Бройнинг рассказывает о том, как гормоны влияют на наш мозг, и что сделать, чтобы научить себя быть счастливым.

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации их произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-89-88, info@artvesti.ru

Добавить комментарий