: как женский опыт влияет на создание культурных проектов и всю сферу культуры?
Подводим итоги дискуссии о женских командах культурных проектов, организованной в рамках «Лаборатории трендов» Фонда «Четверг».
В России число работниц культуры в два раза превышает количество мужчин, занятых в этой же области. Женские команды создают независимые культурные проекты и работают в государственных институциях, разрабатывают новые стратегии управления и иначе смотрят на корпоративную культуру. При этом разрыв между зарплатами мужчин и женщин сохраняется и лишь усугубляет «стеклянный потолок» в культурной сфере.
Влияет ли гендерный аспект на менеджмент культурных проектов и всю сферу в целом? Фонд «Четверг» пригласил к обсуждению этих вопросов участниц женских команд, которые своими проектами формируют и пересобирают современную культурную среду. Рассказываем об основных тезисах дискуссии.

• Как именно женский опыт влияет на проектирование культурных инициатив?

Часто проектировать культурный проект в составе женской команды — значит затрагивать новые или мало исследуемые темы, которые могут появиться в культурном поле благодаря женской оптике.

«Недавно мы запустили опен колл на пьесы в рамках проекта “Гуманитарный театр”, посвященного табу на нелюбовь к детям. Обязанность безусловно любить детей — традиционная женская тема. Мы понимаем, что только женщины могли создать такой проект, так что почти в каждом проекте мы так или иначе транслируем женский опыт». Надежда Пономаренко, Фонд «Четверг».

Проектирование результатов проекта тоже имеет свои особенности. Женские инициативы нацелены на качественное долгосрочное улучшение окружающего мира, создание комфортной среды для развития культуры и образования — возможно, не всегда с помощью денежных средств.

«Мне кажется, для нас более важно социальное воздействие — зона влияния по вовлечению людей. Это видно в общении со стартапами, менторами, инвесторами: они ставят другие цели в своем бизнесе и в своих проектах, даже если они не связаны с прибылью. Мы как будто стремимся сделать этот мир лучше не через денежные потоки. Деньги — это инструмент, а не самоцель». Вера Маслова, ScienceMe.

• Работа в команде: чем отличается опыт женских культурных проектов?

Стремление создать комфортную среду распространяется как на работу с внешней аудиторией, так и отношения внутри самого коллектива. Женские команды ищут альтернативы традиционным моделям управления, поэтому уходят от иерархичности и предпочитают строить горизонтальные связи в команде.

«У нас в команде очень много разных задач, и традиционная иерархия сверху-вниз просто не работает. Работает подход, в котором присутствует больше осознанности и уважения к человеку. Мне кажется, жесткая иерархия будет очень сильно тормозить рабочий процесс, поэтому важно просто отвечать на вызовы времени». Марина Лексина, FemFest.

• Нетворкинг и партнерства: как находить общий язык с другими проектами?

Схожесть целей делает проще поиск партнеров среди других женских инициатив и работает на объединение сообщества. Однако таким инициативам бывает непросто договориться о сотрудничестве с «мужскими» проектами, доминирующими в сферах бизнеса, IT и других отраслях.

«Нормальное рабочее общение будет, когда мы уберем и эмоциональную составляющую, и строго количественную составляющую. Тогда мы будем разговаривать на общем и понятном языке взаимной выгоды. Чтобы любой разговор и любое партнерство было эффективным, сначала следует договориться о том, что мы оба будем считать хорошим результатом». Софья Бассэль, SODA.büro.

• Есть ли «стеклянный потолок» в сфере культуры для женских команд?

За последние 5 лет в культуре появилось больше возможностей для женских команд, однако «стеклянный потолок» все еще остается там, где начинается высокий уровень принятия решений. Если большинство руководителей культурных институций, кураторов, экспозиционеров — женщины, то в Министерстве и Департаменте культуры лидирующие должности занимают мужчины. В то же время «стеклянный потолок» успешно пробивают низовые инициативы и андеграундные проекты, к которым все больше хочет приблизиться массовая культура.

«Сегодня происходят удивительные события, когда андеграундные инициативы и женщины, которые не мыслили себя в рамках мейнстримовой культуры, внезапно начали получать признание. Но мы внутри нашего внезапно образовавшегося сообщества должны понимать, что тоже можем создать свой “стеклянный потолок”». Света Лукьянова, Write like a grrrl.

• Как именно женские команды меняют сферу культуры?

Возможно, развитие социально значимых тем в современной культуре связано именно с подъемом женских проектов. Женский опыт соотносят с заботой о других, что приводит к эмпатизации всей сферы и отдельных культурных проектов. Это влияет на популярность третьего сектора: растет число партнерств с фондами, увеличивается количество культурных НКО.

«Я видела несколько интервью с мужчинами, которые говорили, что раньше им казалось странным работать в НКО, но теперь они хотят работать именно в фондах. Мне кажется, это связано с еще большей эмпатизацией сферы культуры. Темы, связанные с социальной неблагополучностью, сейчас выходят на поверхность — в том числе благодаря женскому взгляду». Валерия Земскова, Фонд «Четверг».

Участницы дискуссии:
1. Команда Фонда культурных проектов «Четверг»: Валерия Земскова, Надежда Пономаренко, Алиса Лоза
2. Соосновательница кураторского агентства ScienceMe Вера Маслова
3. Команда SODA.Büro: Дарья Ивницкая, Софья Бассэль
4. Соосновательница проекта Write like a grrrl Светлана Лукьянова
5. Команда Moscow FemFest: Ирина Изотова, Лола Тагаева, Марина Лексина
6. Команда Галереи «Нагорная»: Анна Чепурная, Анастасия Полумордвинова

Видеозапись дискуссии можно посмотреть на странице Фонда «Четверг» https://www.facebook.com/watch/live/?v=196938948728099&ref=watch_permalink

Больше о тренде на феминизацию сферы культуры и других актуальных вопросах культурной повестки можно узнать в Телеграм-канале «Тренды в культуре»

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий