В сплетении немых звуков и художественных жанров проходит посвященная Музыке выставка «Прогулки среди нот»: от аллегро до рондо
Выставка проходит при поддержке Международного Художественного Фонда.
Участники: Валерий Архипов, Виктор Брагинский, Сергей В. Волков, Сергей Гавриляченко, Ирина Галий, Алексей Евстигнеев, Виталий Ермолаев, Олег Закоморный, Сергей Манцерев, Наталия Пархоменко, Мария Переяславец, Юрий Попков, Ирина Попова, Андрей Ремнёв, Владимир Симонов, Станислав Соколов, Ольга Трушникова, Дмитрий Тугаринов, Герман Черёмушкин, Ульяна Шереметьева.
Текст: Галина Мумрикова
Музыку, наверное, любят все художники: она их вдохновляет, притягивает, удивляет, а многие вообще пишут свои произведения под музыку. Впрочем, сочетание музыки и живописи… Загадочная это штука как ни крути. Портрет Шопена кисти Делакруа даже не закончен, однако он находится в Лувре, и никто, как правило, не проходит мимо, не задержавшись перед ним. Потому что в этом портрете – отражение искренней дружбы гениального композитора и столь же гениального художника.
Здесь, на выставке, художники и скульпторы по-разному выражают свою связь с музыкой. У всех полотен свой эмоциональный фон и свое наполнение. Я решила написать небольшое «попурри», руководствуясь исключительно собственным вкусом – ведь музыка в хорошем смысле нивелирует вкусы и пристрастия и приводит зрителя к собственному знаменателю: понравилось, запомнилось, захватило и т.д.
Ничего не поделаешь: любят художники колоритные духовые инструменты – трубы, валторны, тромбоны, фаготы да и струнные тоже не обходят стороной. Взгляните квартет уличных музыкантов на полотне Ольги Трушниковой (веселятся, подрабатывают, забавляются?). Ясно одно: вряд ли они играют грустное. А на картине Валерия Архипова оркестр и вовсе уходит. Вот сейчас наступит пустая тишина. Она всегда появляется после музыки, которая продолжает звучать, но ее уже нет. Обе картины стилистически разные, но обе «звучащие», а что там играют эти смешные музыканты – да какая разница!
«Скрипка» Эльмиры Петровой – полотно, на мой взгляд, и бытовое, и философское. Хозяин, видимо, прервался ненадолго, а скрипка послушно и аккуратно стоит на стуле, и смычок тоже рядом лежит: ждут хозяина. Скрипка и музыкант здесь единое целое – своеобразный портрет скрипки, всегда готовой отдать свое богатство исполнителю.
Видимо, барочная музыка, которую исполняет ансамбль старинной музыки « Musica Tempora » вдохновила художника Владимира Симонова на создание целой серии картин, посвященных стилю барокко. Вот уж истинно куртуазные отношения – ничего лишнего, сплошное поклонение музыке и музыкантам, звукам и инструментам! А художника Виталия Ермолаева любовь к старине, в частности, эпохе XVII-XVIII веков привела к написанию картин на исторические темы, не претендующие, быть может, на достоверность, но впечатляющие всей пышностью и яркостью красок, костюмов, инструментов, голосов. Их надо воспринимать с легкой иронией, как нечто почти сказочное, как иллюстрация хотя, сон Папагены из оперы Моцарта «Волшебная флейта» на холсте узнаваемого с полувзгляда Андрея Ремнева – тоже своего рода иллюстрация.
На картине Анастасии Дроновой « Moon River – Лунная река» мне очень понравился яркий мощный тромбон, который в жизни, конечно же, отнюдь не такой, но я «услышала» здесь его мощь, его власть над всем оркестром, когда композитор заставляет именно этот инструмент поставить кульминационную точку в коде симфонии или балета (вспомните, например, финал «Щелкунчика», где без бас-тромбона Чайковскому было не обойтись).