судьбы больших художников русского зарубежья, в которых все было непросто

Послесловие к событию: выставка «До встречи в Париже»: живопись и графика художников русского зарубежья начала XX века в Галерейном центре «Артефакт»

Текст: Галина Мумрикова

Почти весь февраль в галерейном центре «Артефакт» царствовали художники, которые закончили свою жизнь на чужбине. Эта выставка (около 40 произведений) из коллекций членов арт-сообщества «Коллекц i онеръ Клуб».

Константин Коровин. Эскиз костюма Весны
Константин Коровин. Эскиз костюма Весны

Оговорюсь сразу, что выставка произвела сильное впечатление. Может, оттого, что в столь небольшом пространстве была возможность проникнуться практически каждой работой.

Начну, пожалуй, с трех Константинов – Коровина, Вещилова и Горбатова.

Творчество Коровина, который считается первым русским импрессионистом, не нуждается в комментариях – о нем написано сейчас больше, чем он сам, наверное, написал. Коровин по совету Луначарского уехал В Париж в 1922 году. Ему было уже 61 год. Он начал терять зрение, но продолжал заниматься как рисованием, так и публикацией своих воспоминаний в эмигрантской прессе.

Константин Коровин. Париж. Ночное кафе. 1929, дерево, масло
Константин Коровин. Париж. Ночное кафе. 1929, дерево, масло
Константин Коровин. Парижское утро. 1927, холст, масло
Константин Коровин. Парижское утро. 1927, холст, масло
Константин Коровин. Ночной бульвар в Париже. 1927, холст, масло
Константин Коровин. Ночной бульвар в Париже. 1927, холст, масло

Что поражает в полотнах Коровина, которые представлены на выставке – их удивительная современность. Утром в Париже что более девяноста лет назад, что сейчас – никакой разницы. Многоликий город с редкими спешащими прохожими как бы застывает в начале дня, но его ритм, скрытый за фасадами добротных домов – все это чувствуется, этим проникаешься, возникает желание здесь пройтись, как хочется уже поздно ночью окунуться в атмосферу ночного бульвара и вдоволь повеселиться. Передать то, что мы не видим, а чувствуем – в этом гениальность Константина Коровина.

Но вот другой Константин. Вещилов(1878-1945). Можно сказать, баловень судьбы, личный любимый ученик самого Репина. Вещилов, на мой взгляд, всегда был удачлив, бедности не испытывал, еще в 1911 году получил должность художника Морского министерства, много путешествовал, участвовал в выставках. Правда, академиком Академии Художеств он так и не стал. Вещилов приехал в Париж, как и Коровин, в 1922-м, а уже через пять лет в галерее «Шарпантье» состоялись его персональные выставки. В 1935-м художник переезжает в США в Нью-Йорк, где в «Метрополитен» состоялась его персональная выставка.

Константин Вещилов. Солнечный день в лесу. 1918, холст, масло
Константин Вещилов. Солнечный день в лесу. 1918, холст, масло
Константин Вещилов. Собор Санта-Мария Делла Салюте в лунном свете. Венеция. 1930-е, холст на картоне,  масло
Константин Вещилов. Собор Санта-Мария Делла Салюте в лунном свете. Венеция. 1930-е, холст на картоне, масло
Константин Вещилов. Морской прибой. 1920-е, холст, масло
Константин Вещилов. Морской прибой. 1920-е, холст, масло
Константин Вещилов. Зимний пейзаж с речкой. 1930-е, холст, масло
Константин Вещилов. Зимний пейзаж с речкой. 1930-е, холст, масло
Константин Вещилов. Зимний пейзаж с монастырем. 1920-е, холст, масло
Константин Вещилов. Зимний пейзаж с монастырем. 1920-е, холст, масло
Константин Вещилов. Весна на Капри. 1920-е, холст, масло
Константин Вещилов. Весна на Капри. 1920-е, холст, масло

Полотна Константина Вещилова, написанные в классической манере, вызывают какой-то не поддающийся объяснению восторг, как будто и искрящийся снег на зимних пейзажах, и морской прибой, и плеск воды в канале Венеции, и все остальное, что он изображал на своих полотнах – все звучит, все наполнено жизнью, наслаждением от ее полноты, ее прелести. Нет красивости, а есть красота. Не банальная – истинная. Даже на «Зимнем пейзаже с монастырем» мы слышим… тишину, уют, спокойствие. Вы всматриваетесь в «Весну на Капри» – и нет сил оторваться, потому что душа мгновенно переполняется радостью.

Так вот Константин Коровин скоропостижно умер от сердечного приступа прямо на парижской улице в 1939 году. Так же умер и Константин Вещилов – как писали тогда – от разрыва сердца в 1945 году, немного не дожив до Дня Победы.

Константин Горбатов. Старый Псков. 1915, бумага на картоне, уголь, темпера
Константин Горбатов. Старый Псков. 1915, бумага на картоне, уголь, темпера

И, наконец, третий Константин –Горбатов, который много учился, а, получив от Академии Художеств пансионерскую поездку в Италию, практически там поселился. В свой итальянский период он много путешествовал по Европе, в 1926-м поселился в Берлине, где неплохо зарабатывал на продаже своих картин. Но вот пришел к власти Гитлер, а с ним и новый стиль в искусстве, в который никак не укладывались романтические картины Горбатова, и его былая популярность сошла на нет. Он и умер в Берлине в бедности в мае 1945-го. Из русских тем Горбатову особенно дорог был Псков. Он не просто любил этот город – он им жил, писал его самозабвенно, отдавая дань величию древней архитектуры и не забывая о тех, кто живет у подножия старых стен.

Арнольд Лаховский учился в Одесском художественном училище у самого Костанди. До революции жил в Петербурге. Еще до Октябрьской революции он много занимался еврейским вопросом и был даже учредителем Еврейского общества поощрения художеств, но в 1925-м уехал в Париж, где в знаменитой Шарпантье прошли его персональные выставки. В начале 30-х Лаховский уехал в Америку, писал много на заказ, преподавал. Скончался в 1937-м от рака крови.

Арнольд Лаховский. Невский проспект. Вид от Аничкова моста. 1920, холст, масло
Арнольд Лаховский. Невский проспект. Вид от Аничкова моста. 1920, холст, масло
Арнольд Лаховский. Вид на Аничков мост с Фонтанки. 1920-е, картон, масло
Арнольд Лаховский. Вид на Аничков мост с Фонтанки. 1920-е, картон, масло
Арнольд Лаховский. Эрзерум. 1917, картон, масло
Арнольд Лаховский. Эрзерум. 1917, картон, масло

Что бы ни писал Лаховский, его полотна узнаваемы, он истинный мастер городского пейзажа и всегда находил неожиданный выгодный ракурс. Например, Аничков мост в Петербурге или Эрзерум, написанный под впечатлением поездки в Турцию. Полотна Лаховского, как правило, лишены вычурных ярких красок, они лиричны, даже интимны. Просты в самом лучшем смысле этого слова.

Алексей Арапов. Парижская улица. 1927, картон, масло
Алексей Арапов. Парижская улица. 1927, картон, масло

Художник Алексей Арапов выехал на Запад в 1925 году и поселился в Париже, где вскоре сдружился со Зданевичем, Ларионовым, Гончаровой. Через четыре года, познакомившись с весьма состоятельной студенткой Сорбонны, он женился на ней и переехал в Америку. Приняв католичество, стал очень религиозным. Интересны его работы на религиозные темы. Арапов погиб в автокатастрофе в 1948-м.

Представленное на выставке полотно художника «Парижская улица», написанное в 1927 году, проникнуто светом и теплом. Типичный уголок Парижа, каких полно в этом городе. Типичное кафе, от которого как будто исходит запах свежих круассанов кофе.

Зинаида Серебрякова. Портрет Марианны Броуэр. 1931, бумага, пастель
Зинаида Серебрякова. Портрет Марианны Броуэр. 1931, бумага, пастель

Зинаида Серебрякова. Ее долгая жизнь уже давно, наверное, со времени персональных выставок в СССР, принесших ей под конец жизни ошеломительный успех, привлекает искусствоведов и критиков. Думаю, досконально исследованы все периоды первой женщины-художницы, чье имя вошло в мировую историю живописи. Здесь, на выставке, был представлен портрет Марианны Броуэр, дочери барона Жана Броуэр. Барон впечатлился искусством художницы на выставке старого и нового русского искусства, которая проходила в Бельгии и попросил написать портреты членов его многочисленного семейства. Серебрякова любила писать портреты пастелью, что придавало каждому полотну эффект non finito . Вот и в этом портрете юной Марианны чувствуется какая-то незавершенность, хотя в чем она заключается – на этот вопрос, пожалуй, никто не ответит. Это просто портрет, написанный великой Зинаидой Серебряковой. И все.

Читать больше статей автора https://zen.yandex.ru/id/600a74cebc6d635a64f74283

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации их произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-89-88, info@artvesti.ru

Добавить комментарий