Самая провокационная арт-выставка года: «Выбирая дистанцию. Спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена». Часть 1

Текст: Галина Мумрикова

Ну что ж, объявленный «Гаражом» конкурс, он же open call, удался на славу. Заявок прислали более тысячи, а отобрали всего 33, из которых 11 – это групповые проекты. Изначально задуманная миссия Музея – помочь сообществу художников. Задачу перед художниками поставили вроде бы реальную – порассуждайте о будущем в нашей нестабильной среде, с одной стороны, а с другой – малость абстрагируйтесь от коронавируса, дистанцируйтесь, но не так уж сильно далеко… Короче – как в детской игре – да и нет не говорите… Вот они, современные завиральщики, спекуляторы и прогнозисты и расшухарились. Какие-то их сценарии вполне узнаваемы, абсолютно реалистичны, а про какие-то кураторы довольно долго рассказывали во время экскурсий, когда после пресс-конференции всех поделили на группы и каждой был задан свой маршрут. Получилось натуральное вовлечение в компьютерную игру-хождение по светящимся квадратам. «Вы оказываетесь на приподнятом от пола уровне, ощущаете себя в хрупком, подвешенном состоянии, объяснила сокуратор выставки Екатерина Лазарева. – Нам хотелось передать ощущение неустойчивости, в котором мы живем». А в предисловии к специально разработанной бюро «Новое» архитектурной концепции написали: «…Такое перемещение превращает осмотр выставки в приключение и вместе с тем подрывает рутинные и гарантированные позиции в пространстве, создавая новый телесно-зрительский опыт».

Рубрикаторы к объектам выставки "Выбирая дистанцию..."
Рубрикаторы к объектам выставки “Выбирая дистанцию…”
Дорожки - маршруты передвижения на выставке
Дорожки – маршруты передвижения на выставке

Мой телесно-зрительский опыт полетел ко всем чертям из-за нелюбви к хождению в толпе, из-за чего я бродила сама по себе и лицезрела объекты, причем каждый имел две иконки, которые придумали кураторы. Их всего шесть: Код, Лекарство, Нечеловек, Тайна, Рынок, Музей. Кому-то эти рубрикаторы не понравились, вроде как все запутано, но на самом деле в них спрятан очень простой, но глубокий смысл. Да если вчитаться и в название выставки, то художники действительно делали свой выбор в искусстве и сами выбирали дистанцию по отношению е тому, что происходит вокруг. А вокруг уже возникла новая эпоха, в которую вовлеклись все до единого – эпоха непрекращающейся борьбы с коронавирусом, она же эпоха глобального катаклизма.

А эпоха глобального катаклизма, как правило, рождает и новое творческое мышление, когда именно искусство начинает фонтанировать самыми разнообразными, масштабными, локальными и сумасбродными идеями, которые как раз и нужны в это время человеку.

Как кураторы «Гаража» отбирали участников – путь останется под кодом Тайна, слава Богу, что гуляющих по Инету картинок с надетыми на персонажей классических живописных произведений масочками здесь нет и быть не могло. А что есть? Какие спекуляции-высматривания?

Да самые разные.

Фрагмент инсталляции группы "МишМаш"  "Конструктор для Дэвида Юма"
Фрагмент инсталляции группы “МишМаш” “Конструктор для Дэвида Юма”
Фрагмент инсталляции группы МишМаш
Фрагмент инсталляции группы МишМаш

Пройти мимо инсталляции группы МишМаш не представлялось возможным. На самом деле это уже весьма известный дуэт двух художников – Маши Сумниной и Миши Лейкина, причем в 2019 году они получили премию CosMoscow в номинации «Художник года». Они считаются создателями такого эстетического принципа в современном искусстве как хидеоизм. Так, их погоня за новыми смыслами привела к созданию 24 стеклянных башен, отгороженных от зрителей изгородью из веток. Конструктор для Дэвида Юма – это, наверное, подношение художников XXI века философу-эмпиристу, деятелю шотландского Просвещения XVIII века. Юм рассуждал о хрупкости человеческой природы, и это было давно. А МишМаш отсылает нас к хидеоистическому отрицанию чистой красоты и канонов, но.… вот так, случайно ли, не случайно получилось слегка непонятно, изысканно и красиво.

Группа Архiv. Козадоступа. Макет козы с роутером, Wi-Fi, плазм енные панели, видео
Группа Архiv. Козадоступа. Макет козы с роутером, Wi-Fi, плазм енные панели, видео

Молодые художники группы Архiv озаботились тем, как можно вписать живую природу или животных (козу, в частности) в цифровое поле. Так появилась КОЗАДОСТУПА с роутером, рядом с которой все охотно фотографировались. Самой группе всего пять лет, этакая «гремучая смесь» из выпускников Института проблем современного искусства, Института «База» и Школы Родченко, участвовавшая в разных фестивалях и биеннале. Бедные алтайские козы! Вот и до них добрались айфоны, смартфоны и роутеры и вопрос не в том, нужно это или не нужно, а в том – КАК, как сделать так, чтобы изначально позаботиться о козьем молочке, а потом обо всем остальном – и тут уж не до иронии…

Кафе-мороженое и рабочая группа "Радикальные грезы". 2021. Самоклеющаяся пленка, латексная печать, матовая ламинация
Кафе-мороженое и рабочая группа “Радикальные грезы”. 2021. Самоклеющаяся пленка, латексная печать, матовая ламинация

Свои полевые исследования и глобальные коммуникации представило медиаактивистское объединение «Кафе-мороженое и рабочая группа «Радикальные грезы», основанные в прошлом году. Их «стенную газету» (она же самая настоящая лаборатория) и читали, и фотографировали. Метод их исследования – аналитическое картографирование, поиск конкретных проблемных зон, изучения влияния коммуникаций на современное искусство.

Иван Серый. Счеты. Дерево, железо, вращающий механизм
Иван Серый. Счеты. Дерево, железо, вращающий механизм

Около кинетической скульптуры уличного художника из Нижнего Новгорода Ивана Серого «Счеты» останавливались все, прокручивая в голове, что бы это могло значить. С одной стороны – такие до боли узнаваемые костяшки былых счетов из докомпьютерного советского прошлого. А с другой – что они теперь считают? Сам Иван представляет их как спираль генетического кода. Не знаю насчет кода, а у меня эта штучка вогнала в состояние безысходности: как ни считай, а приходишь в тупик. И, оказывается, была недалека от истины: автор объясняет свой механизм как опасность, что, мол, «доступ к самым прогрессивным медицинским технологиям может оказаться не общественным благом, а предметом роскоши». Что ж, может, Иван прав?

Максим Трулов и Ксюша Ласточка. Фургон. Лекарство от всех болезней. 2021. Дерево, акрил, лампы, бумага, бечевка.
Максим Трулов и Ксюша Ласточка. Фургон. Лекарство от всех болезней. 2021. Дерево, акрил, лампы, бумага, бечевка.

А вот уличные художники Максим Трулов и Ксюша Ласточка привезли на выставку целый cure-all фургон-трейлер как мифическую панацею – своеобразный вызов пандемии. Короче: переселяемся все скопом в трейлеры и создаем новые автопарки. И торгуем всем, чем можно и нельзя. Впрочем, авторы мыслят фантасмагорией: «… появился загадочный фудтрак, из которого торгуют бумагой, исцеляющей все болезни, и расцвел черный рынок, на котором перепродаются флаконы с «лекарством». Предостережение? Ну, наверное.

Самоорганизованная группа ШШШ. Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой. 2020-2021. VR-игра, плазменные экраны, оргстекло с гравировкой, эпоксидный пол
Самоорганизованная группа ШШШ. Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой. 2020-2021. VR-игра, плазменные экраны, оргстекло с гравировкой, эпоксидный пол
Фрагмент экспозиции группы ШШШ
Фрагмент экспозиции группы ШШШ
Фрагмент экспозиции группы ШШШ
Фрагмент экспозиции группы ШШШ

Проект самоорганизованной группы «ШШШ» называется просто – «Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой». Эта группа чисто женская, но она отнюдь не проповедуют феминизм, а занимается изучением внутренних взаимосвязей в пространстве, в том числе, и цифровом. Если свой «Женским дом» как арт-резиденцию женщины во главе с Джуди Чикаго и Мириам Шапиров в далеком 1972-м сколотили сами живьем, то 11 художниц ШШШ выстроили некую виртуальную коммунальную квартиру. В ней живут разные аватарки – хорошие и не очень и с помощью VR-очков вы можете в дом как бы зайти, но этот заход никак не затронет его обитателей. Так и во время пандемии: мы все незаметно оказались в какой-то огромной коммуналке, как в ловушке, вроде все рядом, но далеко друг от друга, когда многие застревали в чужом месте, виделись лишь на экранах гаджетов, теряли близких… И не у всех выдерживали нервы, ибо локдаун оказался испытанием для каждого, пессимист ли он, или оптимист, и некоторые превращались порой в неких альтер-эго или аватарок, которых сконструировали художницы ШШШ. Разве не так?

#искусство# современное искусство#выставки

больше статей автора

https://zen.yandex.ru/id/600a74cebc6d635a64f74283

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий