Самая провокационная арт-выставка года: «Выбирая дистанцию. Спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена». Часть 1
Текст: Галина Мумрикова
Ну что ж, объявленный «Гаражом» конкурс, он же open call, удался на славу. Заявок прислали более тысячи, а отобрали всего 33, из которых 11 – это групповые проекты. Изначально задуманная миссия Музея – помочь сообществу художников. Задачу перед художниками поставили вроде бы реальную – порассуждайте о будущем в нашей нестабильной среде, с одной стороны, а с другой – малость абстрагируйтесь от коронавируса, дистанцируйтесь, но не так уж сильно далеко… Короче – как в детской игре – да и нет не говорите… Вот они, современные завиральщики, спекуляторы и прогнозисты и расшухарились. Какие-то их сценарии вполне узнаваемы, абсолютно реалистичны, а про какие-то кураторы довольно долго рассказывали во время экскурсий, когда после пресс-конференции всех поделили на группы и каждой был задан свой маршрут. Получилось натуральное вовлечение в компьютерную игру-хождение по светящимся квадратам. «Вы оказываетесь на приподнятом от пола уровне, ощущаете себя в хрупком, подвешенном состоянии, объяснила сокуратор выставки Екатерина Лазарева. – Нам хотелось передать ощущение неустойчивости, в котором мы живем». А в предисловии к специально разработанной бюро «Новое» архитектурной концепции написали: «…Такое перемещение превращает осмотр выставки в приключение и вместе с тем подрывает рутинные и гарантированные позиции в пространстве, создавая новый телесно-зрительский опыт».
Мой телесно-зрительский опыт полетел ко всем чертям из-за нелюбви к хождению в толпе, из-за чего я бродила сама по себе и лицезрела объекты, причем каждый имел две иконки, которые придумали кураторы. Их всего шесть: Код, Лекарство, Нечеловек, Тайна, Рынок, Музей. Кому-то эти рубрикаторы не понравились, вроде как все запутано, но на самом деле в них спрятан очень простой, но глубокий смысл. Да если вчитаться и в название выставки, то художники действительно делали свой выбор в искусстве и сами выбирали дистанцию по отношению е тому, что происходит вокруг. А вокруг уже возникла новая эпоха, в которую вовлеклись все до единого – эпоха непрекращающейся борьбы с коронавирусом, она же эпоха глобального катаклизма.
А эпоха глобального катаклизма, как правило, рождает и новое творческое мышление, когда именно искусство начинает фонтанировать самыми разнообразными, масштабными, локальными и сумасбродными идеями, которые как раз и нужны в это время человеку.
Как кураторы «Гаража» отбирали участников – путь останется под кодом Тайна, слава Богу, что гуляющих по Инету картинок с надетыми на персонажей классических живописных произведений масочками здесь нет и быть не могло. А что есть? Какие спекуляции-высматривания?
Да самые разные.
Пройти мимо инсталляции группы МишМаш не представлялось возможным. На самом деле это уже весьма известный дуэт двух художников – Маши Сумниной и Миши Лейкина, причем в 2019 году они получили премию CosMoscow в номинации «Художник года». Они считаются создателями такого эстетического принципа в современном искусстве как хидеоизм. Так, их погоня за новыми смыслами привела к созданию 24 стеклянных башен, отгороженных от зрителей изгородью из веток. Конструктор для Дэвида Юма – это, наверное, подношение художников XXI века философу-эмпиристу, деятелю шотландского Просвещения XVIII века. Юм рассуждал о хрупкости человеческой природы, и это было давно. А МишМаш отсылает нас к хидеоистическому отрицанию чистой красоты и канонов, но.… вот так, случайно ли, не случайно получилось слегка непонятно, изысканно и красиво.
Молодые художники группы Архiv озаботились тем, как можно вписать живую природу или животных (козу, в частности) в цифровое поле. Так появилась КОЗАДОСТУПА с роутером, рядом с которой все охотно фотографировались. Самой группе всего пять лет, этакая «гремучая смесь» из выпускников Института проблем современного искусства, Института «База» и Школы Родченко, участвовавшая в разных фестивалях и биеннале. Бедные алтайские козы! Вот и до них добрались айфоны, смартфоны и роутеры и вопрос не в том, нужно это или не нужно, а в том – КАК, как сделать так, чтобы изначально позаботиться о козьем молочке, а потом обо всем остальном – и тут уж не до иронии…
Свои полевые исследования и глобальные коммуникации представило медиаактивистское объединение «Кафе-мороженое и рабочая группа «Радикальные грезы», основанные в прошлом году. Их «стенную газету» (она же самая настоящая лаборатория) и читали, и фотографировали. Метод их исследования – аналитическое картографирование, поиск конкретных проблемных зон, изучения влияния коммуникаций на современное искусство.
Около кинетической скульптуры уличного художника из Нижнего Новгорода Ивана Серого «Счеты» останавливались все, прокручивая в голове, что бы это могло значить. С одной стороны – такие до боли узнаваемые костяшки былых счетов из докомпьютерного советского прошлого. А с другой – что они теперь считают? Сам Иван представляет их как спираль генетического кода. Не знаю насчет кода, а у меня эта штучка вогнала в состояние безысходности: как ни считай, а приходишь в тупик. И, оказывается, была недалека от истины: автор объясняет свой механизм как опасность, что, мол, «доступ к самым прогрессивным медицинским технологиям может оказаться не общественным благом, а предметом роскоши». Что ж, может, Иван прав?
А вот уличные художники Максим Трулов и Ксюша Ласточка привезли на выставку целый cure-all фургон-трейлер как мифическую панацею – своеобразный вызов пандемии. Короче: переселяемся все скопом в трейлеры и создаем новые автопарки. И торгуем всем, чем можно и нельзя. Впрочем, авторы мыслят фантасмагорией: «… появился загадочный фудтрак, из которого торгуют бумагой, исцеляющей все болезни, и расцвел черный рынок, на котором перепродаются флаконы с «лекарством». Предостережение? Ну, наверное.
Проект самоорганизованной группы «ШШШ» называется просто – «Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой». Эта группа чисто женская, но она отнюдь не проповедуют феминизм, а занимается изучением внутренних взаимосвязей в пространстве, в том числе, и цифровом. Если свой «Женским дом» как арт-резиденцию женщины во главе с Джуди Чикаго и Мириам Шапиров в далеком 1972-м сколотили сами живьем, то 11 художниц ШШШ выстроили некую виртуальную коммунальную квартиру. В ней живут разные аватарки – хорошие и не очень и с помощью VR-очков вы можете в дом как бы зайти, но этот заход никак не затронет его обитателей. Так и во время пандемии: мы все незаметно оказались в какой-то огромной коммуналке, как в ловушке, вроде все рядом, но далеко друг от друга, когда многие застревали в чужом месте, виделись лишь на экранах гаджетов, теряли близких… И не у всех выдерживали нервы, ибо локдаун оказался испытанием для каждого, пессимист ли он, или оптимист, и некоторые превращались порой в неких альтер-эго или аватарок, которых сконструировали художницы ШШШ. Разве не так?
#искусство# современное искусство#выставки
больше статей автора
https://zen.yandex.ru/id/600a74cebc6d635a64f74283