Выставка современного искусства, которая удивляет и провоцирует, интригует и заставляет вспомнить прошлое

Заметки о выставке «Настоящее время. Несовершенный вид» в музее «Гараж»

Текст: Галина Мумрикова

Вы можете себе представить, что на месте ныне существующего музея современного искусства «Гараж» стоят киноконцертный зал и танцпол? Я вот не могу. А ведь могло такое случиться, если бы осуществился проект архитектора Игоря Пяткина.

Впрочем, по порядку.

Одна из первых постковидных выставок «Гаража» посвящена нереализованным в разное время проектам и идеям творческих людей, поэтому она и называется «Настоящее время, несовершенный вид». Что говорить, у художников, дизайнеров и архитекторов всех стран и континентов нереализованных проектов накопилось, наверное, немало. Они не осуществились, но от них остались эскизы и чертежи, которые тоже уместно в наше время хотя бы просто «прочитать» и задуматься: а если бы одно сломали и построили другое – что бы было? Лучше или хуже?

Игорь Пяткин, Игорь Виноградский, А.Клинский. Альбом-книга "Киноконцертный зал" с эскизами и фотографиями архитектурных макетов 1968-1969. Архив Музея современного искусства "Гараж"
Игорь Пяткин, Игорь Виноградский, А.Клинский. Альбом-книга “Киноконцертный зал” с эскизами и фотографиями архитектурных макетов 1968-1969. Архив Музея современного искусства “Гараж”

Так вот первая интрига касается как раз-таки самого музея «Гараж». Оказывается, в столице благополучно работал Институт по проектированию внешнего благоустройства и озеленения Москвы (в дальнейшем Моспроект-3). Институт тогда тесно сотрудничал с американцами, которые должны были в 1959 году открыть в парке Сокольники национальную выставку, для чего из стекла и стали возвели на территории парка модернистские здания, а архитектора Игоря Пяткина (он предварительно даже вступил в ряды членов КПСС) откомандировали в США для обмена опытом. По образцу Сокольников к 1964 году институт разработал проект реконструкции и другого главного парка страны – Парка Горького, для осуществления которого пришлось бы снести «Шестигранник, а также другие здания, а на их месте должен был действовать танцзал на 1750 человек и киноконцертный зал. То, что масштабная реконструкция не задалась, наверное, хорошо.

Петр Белый. Схема маршрута движения посетителей "Парка Меланхолия" на гравюре "Меланхолия" Альбрехта Дюрера. 2016-2021
Петр Белый. Схема маршрута движения посетителей “Парка Меланхолия” на гравюре “Меланхолия” Альбрехта Дюрера. 2016-2021
Автор, название, год создания неизвестны. Гипс. Предоставлено Петром Белым.
Автор, название, год создания неизвестны. Гипс. Предоставлено Петром Белым.
Автор, название, год создания неизвестны. Мрамор. Предоставлено Петром Белым.
Автор, название, год создания неизвестны. Мрамор. Предоставлено Петром Белым.
Андрей Семченко. Маршал Жуков. 1970-е, гипс. Предоставлено Анастасией Павловой
Андрей Семченко. Маршал Жуков. 1970-е, гипс. Предоставлено Анастасией Павловой
Виталий Цибульник. Портрет Орджоникидзе. 1970-е. Гипс. Предоставлено Лилией Цибульник
Виталий Цибульник. Портрет Орджоникидзе. 1970-е. Гипс. Предоставлено Лилией Цибульник
Неизвестный автор. Посмертная маска Ленина. 1960-е. Гипсовый отливок. Предоставлено Анастасией Павловой
Неизвестный автор. Посмертная маска Ленина. 1960-е. Гипсовый отливок. Предоставлено Анастасией Павловой

А теперь перенесемся в Петербург. Вторая интрига касается проекта «Парк Меланхолия» Петра Белого. Петр Белый, лауреат премии Сергея Курехина за 2009 год, на выставочный проект вдохновила графическая работа Альбрехта Дюрера «Меланхолия», на которой он даже расчертил маршруты движения посетителей по парку вокруг Дворца культуры им.И.И.Газа. Само здание Дворца еще в середине 70-х прошлого века стало центром нонконформистского искусства, лихие 90-е Дворец тоже пережил, а вот намечающуюся в 2016 году выставку, посвященную брежневскому застою и «советским обломкам», Дворец не выдюжил. Его руководство чего-то вдруг испугалось, видимо. Чего? Вопрос сугубо риторический. А на выставке в «Гараже» артефакты прошлого красиво упрятали в ниши, как будто попали они туда случайно и вытаскивать их оттуда никто не собирается.

План залов галереи в Зальбау с пометками Петра Жеребцова. 2020. Выставочная копия. Предоставлено Петром Жеребцовым.
План залов галереи в Зальбау с пометками Петра Жеребцова. 2020. Выставочная копия. Предоставлено Петром Жеребцовым.
Проект "Мускулинность" - Методическое пособие "Войсковые музеи и музейные образования Ракетных войск стратегического назначения". ЦИПК. 2004. Предоставылено Петром Жеребцовым
Проект “Мускулинность” – Методическое пособие “Войсковые музеи и музейные образования Ракетных войск стратегического назначения”. ЦИПК. 2004. Предоставылено Петром Жеребцовым

Еще об одном пока неосуществленном и полном драматизма проекте под названием ВПК/Маскулинность, рассказал Петр Жеребцов, куратор художественных проектов Городского центра изобразительных искусств в Новосибирске. Дружба Жеребцова с назначенным в 2018 году директором новосибирского офиса Гете-Института привела к тому, что уже через год в Новосибирске прошел фестиваль «48 часов Новосибирск», на котором наметилось дальнейшее сотрудничество с немецкими галеристами. Рабочее название выставки родилось в процессе переписки с историком и музыкантом Егором Клочихиным, который вел дневник во время службы в ракетных войсках. Собственно, выставка в Зальбау была готова к марту прошлого года, но тут вмешался ковид – и все. Германия закрылась. Впрочем, Жеребцов рассчитывает на то, что проект все же осуществится, несмотря на разного рода «хорошие интриги», если таковыми можно назвать развернувшиеся дискуссии Петра с немецкими коллегами по поводу тематики будущей выставки.

Фрагмент проекта светозвуковой подсветки Красной площади Франциско Инфанте-Арана
Фрагмент проекта светозвуковой подсветки Красной площади Франциско Инфанте-Арана

И, наконец, еще одна «кинетическая интрига» происходила в конце 60-х прошлого века в самом центре Москвы. Москва в то время была довольно темным городом, а вот в Европе, напротив, подсвечивали все, что заслуживало внимания. Тогдашний директор Моспроекта Посохин во время поездки за границу увидел сие и решил, что и в столице должно быть не хуже. Решено было подсветить Кремль, Мавзолей, Собор Василия Блаженного. С размахом. Под фугу Баха. Речь идет о светозвуковом оформлении Красной площади. Пригласили кинетиста Франциско Инфанте-Арану, который в 1969 году изготовил модель для подсветки объектов Кремля. Но на завершающем этапе перед сдачей проекта произошел конфликт интересов прям-таки в духе СССР. Вот что пишет сам Франциско: «Когда настало время показать сделанную мною модель Посохину, в документах о проекте я увидел четыре места для подписей, выражающих субординацию… Мне не понравилось, что люди, не имеющие к моему проекту никакого отношения, встали впереди меня. И я как-то сразу пожалел, о том, что мне придется отдать приоритет своей, так называемой интеллектуальной собственности… Хотя, будь я «поумней», то есть поинтеллектуальней, то мог бы с самого начала предположить такую советскую обдираловку». Короче: Франциско испортил макет, вырвал оттуда все провода – и был таков. Восстановить макет не удалось. Хорошо, что обошлось без последствий для автора.

#искусство#выставки#современное искусство#музей современного искусства

читать больше статей автора

https://zen.yandex.ru/id/600a74cebc6d635a64f74283

От artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий