Работа проводилось в Индии, где уровень безграмотности населения достигает 39%. Нищета ограничивает доступ к образованию людей в некоторых частях Индии, особенно женщин. Поэтому в данном исследовании почти все участники были женщинами (средний возраст – тридцать лет). В начале обучения большинство участниц не могли прочесть ни одного слова на их родном языке – хинди. За полгода занятий женщины достигли в чтении уровня первоклассника.
Голландские ученые совместно с коллегами из Центрального университета Хайдарабада (Индия) в эксперименте с неграмотными людьми установили, что обучение чтению изменяет «глубинные» структуры мозга. Результаты работы представлены в журнале Science Advances.
Чтение – это относительно новое умение в эволюционной истории человечества, «область чтения» не заложена в генах. По словам ученых из Института психолингвистики Макса Планка, ответственная за этот процесс мозговая активность должна наблюдаться в зрительной коре головного мозга. Однако новое исследование, где безграмотных людей учили читать, показало другие результаты.

Жители северной Индии, на которых ученые проводили свои эксперименты
Max Planck Institute for Psycholinguistics
Результаты оказались неожиданными: обучение чтению привело к нейронным изменением, простирающимся до «глубинных» структур мозга в таламусе и стволе (верхнее двухолмие). Получается, что сравнительно молодое явление человеческого чтения и письма изменяет очень старые, в эволюционном плане, области мозга. По словам психолингвистов, эти структуры помогают зрительной коре «фильтровать» важную информацию.
Ученые считают, что их исследование может помочь в лечении дислексии. Люди с этой болезнью не могут читать и писать, в то время как с общей способностью к обучению у них проблем нет.https://indicator.ru/news/2017/05/24/chtenie-mozg-gipotalamus/