26 ноября галерея «Веллум» открывает выставку , посвященную практически «невидимой» части творчества выдающегося советского архитектора – его собственноручно выполненным эскизам, наброскам, которые предваряли детальную проработку архитектурных проектов. Экспозиция будет дополнена камерными графическими произведениями художников – современников Щусева, которые работали вместе с ним, были участниками совместных выставок и проектов: Евгения Лансере, Александра Бенуа, Михаила Нестерова, Александры Экстер, Якова Чернихова. Всего на выставке будут представлены около 50 работ из собрания Любови Агафоновой, ГМУАР им. А.В. Щусева и частных собраний. В частности, в экспозицию войдут эскизы проектов московского Казанского вокзала и деревянного мавзолея Ленина, эскиз к проекту административного здания на Лубянке, «Дворец Советов. Перспектива» и другие эскизы и кальки Щусева. Творчество Якова Чернихова будет представлено композициями «Супрематическое черчение» 1920-х гг. и композициями «Методы изображений» 1914 – 1928 гг.

А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к проекту здания КГБ на Лубянке (1941) калька, карандаш, 40х62.

Реализованные проекты А. В. Щусева, как дореволюционные (например, собор Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители и Казанский вокзал), так и советские (здание Наркомзема, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская-кольцевая») прекрасно знакомы любому жителю столицы, а самое известное его произведение – мавзолей В.И. Ленина на Красной площади стал не только лаконичной и величественной гробницей, но и всемирным символом Советского Союза и коммунистической идеи.

А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к конкурсному проекту здания Казанского вокзала в Москве (1911) калька, карандаш

Замыслы зодчего воплощали инженеры и строители, рабочие чертежи – рядовые сотрудники проектных мастерских. Поэтому так ценны немногие дошедшие до нас графические листы, выполненные рукой самого Алексея Викторовича. Именно в них в полной мере отражены и творческий поиск, и техническое мастерство выдающегося рисовальщика, и то, что называется образом – не просто попытка воспроизвести облик еще только задуманного здания, но и обращение к чувствам и мыслям тех, кто позже увидит воплощенную постройку.
Блестяще проработанные эскизы Щусева – своего рода «окна в будущее», попытка предугадать и предложить народу (и, конечно, руководству страны), то, как будет выглядеть среда, в которой будут жить и работать грядущие поколения. А в том, что будущее необходимо проектировать, не доверяя его естественному ходу вещей, не сомневался тогда никто. По существу, всякое искусство первой трети ХХ века – это искусство визионерское; более того, это почти всегда «декларация о намерении» создать и правильно оформить Новый Мир.
Диапазон избираемых для этого стилей простирался от авангарда до ретроспекций, и Щусев был готов предложить любой решение – как модернистское, так и обращенное в далекое прошлое, откуда следовало извлечь и применить в дальнейшем все лучшее, что было когда-то создано человечеством.
Как волею обстоятельств, так и благодаря личностным качествам, Алексей Викторович Щусев оказался автором множества реализованных проектов, объединяя вокруг себя художников, декораторов, инженеров, создав собственный «щусевский» стиль, воспринимаемый сейчас и как практически единственное полноценное проявление ар-деко в СССР, и как один из наиболее ярких примеров «сталинского ампира».
Однако в ту же эпоху работали и другие выдающиеся мастера, также занимавшиеся поисками нового языка искусства и новых образов, предлагаемых лучезарному Будущему. Не всем из них довелось стать архитекторами-практиками. Кто-то, как, например, Яков Чернихов, так и остался в основном автором фантастических и изысканных образов-концепций (его альбом «Сто архитектурных фантазий» стал источником идей для многих художников и архитекторов-конструктивистов). Иные предпочли воплощать идеалы модернизма не в жизни, но в сценическом пространстве советских театров, столь востребованном авангардной культурой.
Выставка проектной графики, организованная галереей «Веллум», включающая в себя работы Алексея Щусева, Якова Чернихова, Александры Экстер – это попытка показать, сколь широким был поиск пространственных образов в эпоху смелых экспериментов и высочайшего творческого напряжения.

Пресс-показ проводит Любовь Агафонова – искусствовед, руководитель галереи «Веллум».

27 ноября – 16 декабря 2018 г.

пресс-показ выставки 26 ноября с 15.00 до 18.00

открытие выставки 26 ноября в 19.00

Выставка пройдет  в галерейном центре «Артефакт», ул. Пречистенка, д.30/2 
с 27 ноября по 10 декабря.
Посещение: ежедневно с 12.00 до 20.00
Галерея «Веллум»: www.vellum.ru; (495) 776-33-31
Аккредитации СМИ, посещение пресс-показа, запрос фотографий высокого разрешения – Инна Пуликова: artinfo@yandex.ru;    тел.: +7-915-101-03-46.

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий