Музею русского импрессионизма не всегда приходится сладко – его любят критиковать за множество различных недоразумений, начиная с названия и заканчивая местоположением. О том, что такое «русский импрессионизм» не спросил разве что ленивый, а впервые отыскать в промышленном районе недалеко от Ленинградки белоснежное четырехэтажное здание не очень легко даже с подробной инструкцией, которую дают на официальном сайте. Тем не менее, музей все-таки здесь и активно стремится занять одну из лидирующих позиций в московской художественной жизни: тут проводят крупные выставки, устраивают мастер-классы и организуют лектории.
Признаться честно, не всегда выставки МРИ бывают хороши. Далеко ходить не надо – недавняя выставка «Жены» производила впечатление полного провала. Поэтому, когда я шла смотреть на Бурлюка, заранее готовилась к худшему. Но на счастье, выставка не оправдала ни одного моего ожидания и как ни старалась моя душа придраться хоть к чему-нибудь, в конечном итоге пришлось признать: молодцы!
Спустившись по полукруглой лестнице на цокольный этаж музея, вы попадаете не в выставочный зал, а в очень интимный мир, где искусство московского авангарда заключает вас в свои объятия и сама атмосфера дышит творчеством. Организаторы правильно рассчитали цветовую насыщенность полотен Бурлюка и интерьер постарались сделать максимально приглушенным и нейтральным. Чередование серых и черных стен, мягкий свет, которого в любой другой ситуации зрителю было бы катастрофически мало, здесь сработали на ура. Если закрыть глаза и на секунду представить, что все эти же работы висят на, как сейчас модно, кипельно белых стенах, а в софитах прибавили пару люксов, разрушается тонкая грань дозволенного и Бурлюк уже говорит с вами – уверено и убедительно, а просто кричит, сбивая и с толку, и с ног.
Цель выставки – напомнить о Бурлюке как об одном из самых эпатажных, самых безудержных, самых экстравагантных из всех авангардистов-демиургов нового мира. Экспозицию поделили немудреным образом – по периодам творческой жизни художника и честно признались: «не будем показывать все». Концепция самая выгодная и самая милосердная как для зрителя, так и для художника. В наши дни привыкли к постоянному насилию над живописцами, публика жаждет новых идей и замысловатых подходов. А тут все просто, легко и как-то органично.
Замечательно, что постарались собрать как можно больше. И несмотря на то, что не все представленные работы – шедевры в буквальном смысле слова, их выбор оправдан и их место на стене вполне заслужено. Обязательно стоит обратить внимание на «Волов» 1908 года и на флагман экспозиции – «Рабочих», 1924-го. Правда, не удалось избежать конфузов. В третьей части экспозиции, там, где представлен Бурлюк-эмигрант, зритель отыщет полотно с неправильной датировкой. Не понятно, то ли кураторы просто перепутали «Семейную пару» 1910-го с ее более поздним авторским повторением «Крестьяне с лошадью» 1961-го, то ли по русской традиции понадеялись на «авось не заметят». Заметили.

Собирали экспонаты кропотливо – по многим коллекциям России и мира. В первом зале висит чудесный «Цветущий сад» из коллекции Сарабьянова, что уже само по себе можно назвать знаком качества. А во втором «Женщина с зеркалом» из Рязани еще раз доказывает, что коллекции провинциальных музеев способны удивлять высококлассными образцами. Почти весь японский цикл приехал к нам в гости из-за океана – из американских частных собраний. Думается, он важен не только потому, что показывает какой Бурлюк оказался интересен для англосаксов, но и потому, что намекает на постоянное присутствие у него импрессионистических черт, что является для музея лучшим оправданием провести выставку авангардиста в своих стенах.
Не обошлось и без спецэффектов. Еще на входе в экспозицию организаторы говорят: – Для Бурлюка важна красочная поверхность – «занозистая, раковистая, крючковатая, землистая»! Сказали и тут же наглядно доказали. В нескольких залах стоят тумбы, на тумбах эскизы, возле эскизов лупы. Такой интерактивный подход не только, привлекает внимание, облегчает восприятие, но и позволяет в прямом смысле под другим углом посмотреть на произведение. И вправду оказывается, что поверхность картины у Бурлюка – отдельный вид искусства.
Модные в наши дни «шумихи» тоже не смогли не ввести в экспозицию. Счастье в том, что сделали это максимально деликатно и с тонким вкусом. В последнем зале, там, где уже нет полотен, зритель, встав в строго-отведенном ему месте, сможет услышать стихи Бурлюка в исполнении маэстро. Замечательно, что смогли отыскать голос самого автора, потому что нет ничего пошлее и ужаснее, чем современные пародии, стилизующиеся под дни давно минувшие.
Цифровые технологии пришли на помощь, когда реконструировали утраченные фрагменты уже упомянутых «Рабочих» и когда возникла необходимость показать сборники стихов Бурлюка с авторскими рисунками. Такие электронные истории пользуются популярностью у зрителей, но ими часто злоупотребляют. Не углубляясь в суть этического вопроса о том, как это влияет на искусство, скажу, что в данном случае МРИ снова сделали все чудесно, не принеся наследие мастера в жертву увеселению публики.
В целом хочется отметить, что выставка получилась более чем удачная. Такие ретроспективные монографические выставки все чаще стремятся быть всеобъемлющими, а потому зритель после них покидает музей истощенным, изможденным, перегруженным. А здесь кураторской команде во главе с Натальей Свиридовой удалось соблюсти правила хорошего тона и рассказать о Бурлюке многое, подав это с необыкновенной легкостью и точностью.
Поднимаясь по белоснежной лестнице обратно к солнечному свету, зритель уносит с собой приятное чувство душевной наполненности ровно в той мере, которая необходима для того, чтобы потом захотеть вернуться.

«Давид Бурлюк. Слово мне!», 04 октября 2018 – 27 января 2019, Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11.

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий