По страницам биографического исследования о Леонардо да Винчи

Не часто бывает так, чтобы биографическое исследование заставляло двух гигантов голливудской киноиндустрии – Парамаунт Пикчерс и Юниверсал Пикчерс, вести войну между собой за получение права на адаптацию ее в полноценный художественный фильм. Именно это произошло с произведением Уолтера Айзексона, посвященного самому яркому представителю итальянского Возрождения, художнику, архитектору, ученому, изобретателю, анатомисту и инженеру Леонардо да Винчи.

Имя бывшего главного редактора журнала Time Уолтера Айзексона высоко ценится в современном американском истеблишменте. Известный в США журналист, писатель и биограф на протяжении последнего десятилетия порадовал читателей глубокими документальными исследованиями о таких знаковых фигурах на североамериканском континенте, как Бенджамин Франклин, Альберт Эйнштейн (после 1933 года), Генри Киссинджер, Стив Джобс.

Книга «Леонардо да Винчи. Биография» на языке оригинала вышла недавно в нью-йоркском издательстве Саймон&Шустер, а в украинской версии увидела свет в конце прошлого года в киевском издательстве «Наш формат» в переводе Ярославы Стрихи, которая уже длительное время успешно работает на ниве воспроизведения иностранных художественных переводов.

Что же привлекло Айзексон в этом человеке-глыбе, феноменальность которого не дает покоя десяткам поколений искусствоведов? Скорее всего его гениальность, проявленная в живописи и в различных научных сферах. У яркого представителя искусства Высокого Ренессанса оказалось исключительное умение синтезировать искусство и науку, чем практически ни прежде, ни после него не занимался ни один художник в мире. Никто так и не смог превзойти великого Леонардо в его разносторонних способностях, даже в наши дни, когда художники в своем творчестве больше ориентированы на эпатаж, чем на какие-то инновации.

Уже в предисловии к книге, состоящей из 33 глав, имея почти полтысячи страниц, автор признается: чтобы понять те художественные задачи, которые ставил перед собой Леонардо, берясь за создание таких всемирно художественных произведений, как «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Витрувианский человек», «Дама с горностаем», «Мадонна в скалах», «Мадонна Литта», «Битва под Ангиари», «Поклонение волхвов», «Святой Иероним», ему пришлось проштудировать знаменитые записные книжки Леонардо. Может показаться странным, но они сохранились до наших дней. А это 7200 страниц заметок и зарисовок, сделанных левой рукой художника, который от рождения был левшой. Эти записные книжки фактически выполняли роль теоретической лаборатории, где преподавались различные концепции, писались формулы, делались математические расчеты, чертились конструкции, заполнялись таблицы, выстраивались графики… Как любознательный исследователь, Уолтер Айзексон посетил Милан, Флоренцию, Париж, Сиэтл, Мадрид и Лондон, где в частных коллекциях и музейных фондах хранятся записные книжки Леонардо, чтобы не только увидеть уникальные раритеты, но и использовать их в своей книге. Кроме того, автор проработал значительные массивы малоизвестной информации о жизни и творчестве Леонардо в многочисленных академических статьях и монографиях. Особую ценность, например, составляли новые лингвистические открытия, полученные в результате расшифровки текстов так называемых Мадридских кодексов, над которыми немало языковедов ломали голову, начиная с середины прошлого века. Другим успехом в исследовании живописных полотен Леонардо, по мнению Айзексона, можно считать результаты, достигнутые благодаря использованию новейших технологий при проведении различных научных экспериментов.

Из биографии Леонардо известно, что исключительная роль в его творческом росте принадлежит Пьетро Верроккьо – живописцу и инженеру, мастерская которого располагалась во Флоренции. Именно сюда попал четырнадцатилетний юноша, который сразу проявил свои врожденные таланты. Становлению Леонардо как художника автор посвятил только разделы «Подмастерье» и «Самостоятельная жизнь», но по объему они более объемны в книге. Очевидно Айзексону важно было не пропустить ни одной существенной детали этого чрезвычайно ответственного периода в карьере художника, когда закладывались основы будущей виртуозной техники живописи гения визуального искусства.

По заключению автора, Леонардо очень быстро превзошел своего учителя в мастерстве, ибо, в отличие от своего толкового ученика, тот не предоставлял важности такому муторному делу, как… вскрытие ящериц, сверчков, змей, бабочек, кузнечиков, летучих мышей, а затем животных и людей. Проучившись шесть лет подмастерьем, двадцатилетний Леонардо рано понял, как важно знать биологическое строение различных частей человеческого тела, чтобы иметь представление, с помощью каких мышц, например, на целомудренном лице девушки появляется чопорная улыбка. Поэтому становится понятным, почему Айзексон описывает в книге все обстоятельства, предшествовавшие созданию картины «Товий и ангел», авторство которой принадлежит Верроккьо, а отдельные фрагменты подмастеру Леонардо. Именно на этом полотне, как утверждают специалисты, начинающий художник мастерски изобразил рыбу и собаку, Скрупулезно выписав каждую деталь. Кудри на животном и рыбья чешуя завораживают зрителя своей правдивостью, сами объекты воспринимаются не статично, а в движении.

Автор не раз поражает читателя сенсационными фактами, которые всплыли сразу после проведения ряда экспертиз живописных полотен, которых, в буквальном смысле слова, касалась рука Леонардо. Приходится удивляться тому, как наука ушла далеко, сорвав покровы с тайн, которые веками наслаивались в старинных картинах. Скажем, применение рентгенографического анализа живописного произведения «Крещение Христа», которая, по мнению автора, стала вершинной в сотрудничестве Верроккьо и Леонардо, позволяет с точностью до микрона отличить не только кисти учителя и ученика, но также состав масляных красок, применяемых ими в работе. «Леонардо сильно разбавлял краски и накладывал их почти прозрачными слоями, а потом смешивал пальцами или тонкими прикосновениями кисти», – отмечает автор. Скажем больше, к радости экспертов Леонардо оставил сразу два отпечатка пальцев на «Портрете Джиневры де Бенчи», один у щеки девушки, другой – за ее правым плечом. Чтобы в этом убедиться, Айзексон приглашает желающих посетить Национальную галерею искусств в Вашингтоне, где экспонируется художественный шедевр, кстати, единственное произведение Леонардо на североамериканском континенте.

Другой аспект творчества Леонардо, на что обращает внимание автор книги, это телесность, которая присутствует в изображении натуры, считая, что его главный герой предпочитал рисование не столько женского, сколько мужского тела, потому что художника больше захватывала рельефность мышц, характерных для сильного пола. Он не только вдохновенно изображал карандашом на бумаге, но и препарировал скальпелем, тщательно изучая анатомию как мужчин, так и женщин изнутри. В разделе «Самостоятельная жизнь» автор касается интимной жизни живописца, которого без колебаний, пользуясь современной терминологией, можно отнести к представителям сексуальных меньшинств.

Умаляет ли это его величие для мирового искусства? Совсем нет. Ведь даже ревностные служители средневековой церкви, как следует из рассказа Айзексона, сквозь пальцы смотрели на половую нетрадиционность Леонардо, потому что его гениальные картины обезоруживали едва ли не каждого из ярых догматиков. Он восхищался красотой андрогенных юношей, которых возвышенно изображал на картинах с библейскими сюжетами, старательно скрывая их греховную сущность.

После того, как Леонардо исполнилось тридцать лет, он переехал из Флоренции в Милан – в то время еще один художественный центр в средневековой Италии, город, где проявляли свои таланты много художников, артистов, архитекторов, музыкантов, инженеров. Здесь, как пишет автор, художник будет жить и творить целых семнадцать лет. Обходя обзор новаций Леонардо в архитектуре, математике, астрономии, мелиорации, орнитологии, военном деле, градостроительства, музыке, литературе, заметим, что этот универсальный человек-оркестр, так сказать, человек с инопланетным разумом, имея за плечами огромные энциклопедические знания, часто ограничивался только теорией, вынужденно игнорируя практику, особенно тогда, когда возникали проблемы с наличием материальных ресурсов.

Разум Леонардо да Винчи часто достигал таких высот, что это подтолкнуло автора книги сосредоточиться на анализе еще одного уникального произведения мастера – рисунка «Витрувианский человек». В активе художника он появился от переосмысления опыта римского зодчего Марка Витрувия, который вошел в историю архитектурного и изобразительного искусства двумя открытиями – применением пропорций в изображении как человека, так и архитектурных объектов, а еще закладкой основ учения о звуке – акустике. Именно в рисунке «Витрувианский человек» Леонардо, отталкиваясь от концепции Витрувия, четко определил канонические пропорции человеческого тела, а затем сделал еще одно открытие, обнаружив параллели между микрокосмом Homo sapiens и макрокосмосом земли. Соединив эти два измерения, Леонардо в обычном человеческом теле начал видеть духовный храм, построенный по вечным законам Вселенной.

Углубившись в Леонардо, автор книги вспоминает всех без исключения итальянских вельмож, которые так или иначе сталкивались с художником. Отношения с ними – это отдельные захватывающие истории, описанные достаточно пространно на страницах издания. Стоит вспомнить хотя бы герцога Лодовико Сфорца, который непосредственно причастен к созданию знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие, расположенном в центре города. Раздел в книге, где рассказывается об этом феноменальном произведении искусства, имеет одноименное название, а вот названия глав различны, поскольку они как бы подсказывают читателю, на чем именно будет концентрироваться авторское внимание в исследовании: «Заказ», «Протекающей момент», «Перспектива» в «Тайной вечери», «Повреждения и реставрация». Знакомиться с объяснениями скрытых смыслов фрески, предложенных Айзексоном, чрезвычайное удовольствие. Чувствуется, что исследователь потратил не один час на изучение мельчайших деталей, изображенных на картине гениальным художником. Результатом тщательной работы стало понимание творческих сверхзадач, которые ставил перед собой художник, берясь за создание монументальной росписи, переживший века. Понятен вывод автора о том, что Леонардо мастерски передавал не только движение, выхваченное из момента, но и moti dell’anima – душевные движения. «Человеческие фигуры надо изображать так, чтобы созерцатель их осанки легко распознал, что у них на уме», – писал Леонардо. И «Тайная вечеря» едва ли не величайший в истории искусства пример этого умения».

В экспертной художественной среде считается, что картина «Мона Лиза», написанная художником в начале XVI века, является определяющим живописным произведением в его художественной карьере. Соглашаясь с этим, Айзексон, как и большинство авторитетных экспертов, размышляет над ее загадочностью. Особым предметом дискуссий на страницах книги стала овеянная тайной внешность портретируемой, феноменально воссозданной живописцем на холсте. Реальная супруга обычного флорентийского торговца ткани предстает на картине настоящей аристократкой, словно скрывая свое социальное положение за едва ироничной улыбкой и несколько скептическим взглядом. «В улыбке кроется загадка, – заключает автор. – Она словно мерцает у нас перед глазами. О чем Лиза думает? Стоит отвести взгляд – и улыбка снова меняется. Эта загадка остается неразгаданной. Улыбка стоит у нас перед глазами, даже когда мы отворачиваемся – и так же остается в коллективном сознании человечества. Еще никогда движение и чувства – коронные прелести произведений Леонардо – не переплетались так тесно».

Приводя собственную трактовку визуального образа «Моны Лизы», Айзексон прибегает к сравнению с другим портретом «Джиневры де Бенчи», написанным Леонардом еще в юном возрасте. Дистанция между одной и другой работой измеряется четырьмя десятилетиями, которые, по мнению автора книги, стали годами упорного труда в области рисунка и живописи, проведении различных экспериментов в анатомии, оптике, начертательной геометрии, психологии, в итоге дало художнику ощущение небывалой творческой удачи, к которой художник стремился всю свою сознательную жизнь. Долгих шестнадцать лет длился этот беспрецедентный творческий эксперимент, который увековечил его инициатора, синтезировал науку с искусством.

Последний раздел книги укомплектован так называемыми «Уроками Леонардо». На самом деле это мудрые советы, которые вызревали в мозгах живописца всех времен и народов на протяжении жизни, кроме того, является отличной иллюстрацией его светлого ума, наделенного Всевышним. Для многих они однозначно окажутся полезными в наше контраверсионное время. Вот несколько из них: будьте любознательными, неутомимо любознательными; приобретайте знания ради самих знаний; храните детское ощущение чуда; наблюдайте; начните с малого; заметьте невидимое; не бойтесь приходить в заблуждение; почитайте факты; идите на поводу у фантазии; мыслите визуально; бойтесь рамок; посягайте на невозможное; будьте открыты к загадке…

Свет и страсть гениальных творений Леонардо да Винчи, проникающие сквозь века, греют и будут греть сердца миллионов. В них закодирована сама вечность и неугасимость человеческой души.

Примечания

  • Леонардо, работая над «Тайной вечерей», как-то предупредил герцога Людовика Сфорца, если местный приор и дальше его будет подгонять с выполнением заказа, то он на фреске изобразит его в образе Иуды.
  • Дневниковые записи Леонардо еще называют кодексами. Всего их насчитывается 25 и хранятся они в музеях Италии, Франции, Англии, Испании и США. Но один, так называемый Лестерский кодекс объемом 72 страницы, посвященный исследованию воды и геологии, принадлежит Биллу Гейтсу – основателю всемирно известной корпорации Microsoft.
  • Леонардо любил рисовать лошадей. Однажды ему так понравился чистокровный сицилийский скакун, принадлежавший одному миланском полководцу, что художник рисовал лошадь с разных точек зрения, а детальное изображение его передней ноги охватывает 29 точных схем и измерений.

Тарас ГОЛОВКО

от artvesti

АртВести - новости культуры, афиша, актуальные интервью и репортажи, передачи и фильмы об уникальных авторах, выставки, фестивали, концерты, спектакли, онлайн-аукционы и продажи предметов искусства, лекции, мастер-классы и др. Купить картину, продать картину, а также любые произведения современного или антикварного искусства. Уникальный ресурс для продвижения авторов и реализации произведений. Редакция. По вопросам рекламы и сотрудничества звоните, пишите: WhatsApp +7(915)-111-8988, info@artvesti.ru

Добавить комментарий